Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социально-психологическая компетентность руководителя среднего звена организации как фактор эффективности управления коллективом.
Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – называется психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью имеется ввиду - построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.
Организованная де¬ятельность — необходимое условие существования успешного коллектива. Понятие «организация» часто используется в повседневной практике, причем в это понятие вкладывается самое различное содержание. Три самых распространенных значения термина «организация» дает А.И. Пригожин.
Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координа¬ции усилий отдельных членов социальной группы. Такая деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание». Ее можно определить также как деятельность, направленную на достижение эф¬фекта синергии путем обеспечения условий для согласованных дейст¬вий, кооперации и интеграции индивидов в группе.
Например, руководитель организует производственный процесс. Это означает, что он должен расставить работников по рабочим местам таким образом, чтобы достига¬лись непрерывность и быстрота выполнения операций. Кроме того, он должен обеспе¬чить взаимозаменяемость и установить нормы выработки, режим рабочего дня, взаимо¬действие рабочих участка и поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организа¬цией производственного процесса.
Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это зна¬чит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, связанных определенным образом. Обычно термин «организация» в этом смысле применяется для различения организо¬ванных и неорганизованных структур. В частности, говорят, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социаль¬ные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окру¬жающими группами.
В-третьих, под организацией понимается искусственно создан¬ная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию.
Сущность процесса управления в организациях. Современные организации невозможны без особого вида деятель¬ности — управленческой, направленной на преобразование различных сторон жизни организации. Эта деятельность крайне многообразна и противоречива. О ее сложности говорит тот факт, что на практике при¬нято и используется множество концепций управления. И по сей день исследователи не пришли к единому мнению относительно сущности управленческого процесса и функций управления.
Однако все исследователи организаций сходятся в том, что основу процесса управления составляет достижение целей (Организации наи¬более оптимальными способами). Практика деятельности людей в рам¬ках организации показала, что наиболее оптимальным способом реали¬зации достижения целей является создание в рамках организации спе¬циального органа, который реализует управленческое воздействие и непосредственно не включен в процесс производства продукта, а нахо¬дится как