Выдержка из работы:
Введение
Тема «Жизненный цикл организации» актуальна, так как в последние 5-6 лет российские компании демонстрируют высокие темпы развития. Этот рост идет не только в количественном отношении (объемы продаж и темпы освоения новых рынков, рост стоимости акций и прибыли акционеров), но и в качественном: ведущие корпорации страны становятся важными субъектами международной и внутренней экономики, решают сложные и ответственные задачи социальной, научной, образовательной, духовной и других сфер общественной жизни. Современные российские компании обнаружили высокую динамику развития и легко предвидеть, что в условиях глобализации этот процесс будет развиваться и дальше.
Универсальный характер носит возрастающее участие и воздействие компании на политические и социальные процессы. Последствия такого воздействия не всегда позитивны, но в любом случае вызывают широкий общественный резонанс. Поэтому понятен интерес как со стороны предпринимательских, так и со стороны правительственных кругов, а также широкой общественности (представленной, в том числе, и многочисленными акционерами компаний) к проблемам и перспективам как корпоративного сектора экономики в целом, так и отдельных корпораций в частности.
1 Теория о жизненном цикле организации
1.1 Понятие и сущность жизненного цикла
Рост фирмы на рынке сопряжен с изменением ее организационных состояний, называемых стадиями жизненного цикла организации. Применительно к организационному развитию оригинальные модели жизненного цикла организации были предложены Л. Грейнером и И. Адизесом.
Суть этих моделей состоит в том, что функционирование (жизнедеятельность) предприятия представляет собой последовательность сменяющих друг друга этапов, которые имеют определенные характеристики. Можно выделить два уровня рассмотрения подобной этапности.
Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации мы будем называть стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, - этапами или циклами развития.
Заключение
Таким образом, в жизненном цикле организации отчетливо выделяются пять этапов:
I. Предпринимательский этап — период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема (цели двусмыслены, высокий творческий подъем).
II. Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).
III. Этап формализации деятельности — период стабилизации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).
IV. Этап реструктуризации — период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).
V. Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).