Выдержка из работы:
Введение
Перспективным и малоизученным остается вопрос о правовом статусе го-сударства как самостоятельного субъекта налогового права. Сама постановка проблемы достаточно нова и, как правило, в литературе обходится молчанием.
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участ-вуют в налоговых правоотношениях не непосредственно, но в лице уполномо-ченных органов, наделяемых государством соответствующей компетенцией. Последние действуют от имени и в интересах представляемого лица - государ-ства, а не по собственному усмотрению. Какого-либо собственного интереса они не имеют. "В отношениях по уплате налога, - верно замечает В.Е. Кирил-лина, - субъектом права является Российская Федерация, а субъектом правоот-ношения - налоговый орган, выступающий от лица государства" . Таким обра-зом, основным представителем государства в налоговых правоотношениях вы-ступают налоговые органы.
Глава 1. Правовой статус ФНС России
1.1. Понятие и сущность Федеральной налоговой службы
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы состав-ляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законода-тельства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и свое-временностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Феде-рации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Рос-сийской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременно-стью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, упол-номоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его террито-риальные органы .
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему (ст. 30 Налогового кодекса РФ), при этом дается краткое, но достаточно емкое определение данной системы через основ-ные задачи (направления деятельности), реализацию которых и призвана обес-печить данная система: контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Рос-сийской Федерации).
Глава 3. Пути совершенствования правового регулирования ФНС
Рассмотрим актуальные вопросы, касающиеся правового регулирования деятельности ФНС России, выделим проблемы и наметим пути их устранения.
Статьи 31 и 32 НК РФ закрепляют общие права и обязанности налоговых органов. Соотношение нормативных категорий "права", "полномочия" и "обя-занности" налоговых органов вызывает обоснованную дискуссию общетеоре-тического характера. Существуют следующие мнения по этой проблеме: пол-номочия - это права налоговых органов; полномочия - это обязанности; права, обязанности и полномочия - понятия, тождественные между собой; полномочия - это собирательная категория, включающая совокупность прав и обязанностей налоговых органов. Разграничение "прав" и "обязанностей" применительно к налоговым органам является весьма условным в силу того, что реализация пре-доставленных прав для них является функционально-целевым назначением.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Статья 57 Конституции РФ провозглашает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной си-лы не имеют.
В настоящее время налоговое законодательство состоит из:
- законодательства о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ, федераль-ные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодек-сом РФ, законы и иные нормативные акты законодательных (представитель-ных) органов субъектов РФ; нормативные акты представительных органов ме-стного самоуправления);
- нормативных правовых актов органов государственного управления;
- нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.