Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Общее недоразвитие речи – это разные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков указывают, что данные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описания носят фрагментарный характер. В связи с этим затрудняется разработка индивидуальных программ психолого-педагогической, логопедической коррекции, а также внедрение разных организационных форм деятельности логопедов, психологов и учителей в работу школьных учреждений для детей с нарушениями речи.
В то же время доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самооценки и самосознания. В результате изучения особенностей развития детей с ОНР, О.А. Слинько [1992] пришла к выводу, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.
Психологи расценивают младший школьный возраст как один из самых сложных периодов в жизни ребенка, потому что школа заменяет все, что было до этого в его жизни. Школьникам приходится учиться строить новые отношения с незнакомыми ранее учителями, одноклассниками. К тому же, в психологии существует такое понятие, как «кризис семи лет», что создает затруднения для качественного процесса общения с преподавателями, родителями, сверстниками. Новая социальная ситуация выступает как стрессогенная. .............
Глава 1. Теоретические представления о проблеме формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ОНР
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР
Первые упоминания об определенном типе взаимоотношений, которые складываются между детьми в классе, можно заметить еще в литературе XIX века. Еще Л.М. Толстой вспоминал о таком явлении, как «дух школы».
Педагоги и психологи определяют, что школьники имеют значительные резервы в своем развитии. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. После этого создаются условия для осуществления целенаправленного произвольного планирования и выполнения программ действий. Растет подвижность нервных процессов, наблюдается большая, чем у младших детей, выносливость в процессе возбуждения и торможения, хотя возбуждение преобладает. Растет функциональная роль второй сигнальной системы, слово приобретает обобщенное значение. Существенно возрастает физическая выносливость ребенка, но она относительная.
П.Н. Якобсон отмечает, что школа у младшего школьника вызывает очень много новых видов переживаний, которых не было в дошкольном возрасте. Это, в частности, переживания, связанные с пребыванием в ученической группе, общением со сверстниками, учителем, оценка которого, похвала или замечания являются очень значимыми для ученика в такой период 43.
Норма речи - общепринятые варианты использования языка в процессе речевой деятельности, обеспечивается сохраненными психофизиологическими механизмами речевой деятельности [32].
............