Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Канцелярия любого учреждения является важным элементом управленческого механизма. В советский период функции канцелярии были особенно важными, поскольку не существовала цифровых электронных систем документооборота, что обуславливает интерес к рассмотрению данной категории. Роль документов в жизни общества, государства, хозяйствующих субъектов, отдельно взятых граждан невероятно высока, что объясняется множествами факторов. Документы имеют информационную, управленческую, правовую, социальную, коммуникативную, культурную функции. Документированная информация является основой для принятия управленческих решений, для доказательства чего-либо, сохранения и передачи культурных традиций и обычаев. Среди огромного документального пласта особое место занимают документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем. Законодательные и нормативные акты по кадровому и бухгалтерскому делопроизводству требуют не только правильного документирования трудовых отношений, но и бережного отношения к хранению документов подобного рода.
В научных трудах А.В. Елпатьевского, А.Н. Артизова, С.Д. Мякушева, В.Е. Туманова и других исследователей документоведов рассматриваются различные аспекты функционирования документоведения в советский период.
...........
Глава 1. Государственное архивное управление СССР в 1924-1936 гг.: история, структура и деятельность.
Глава 1.1. Архивное дело в 1920-1930-е гг.: особенности складывания новой советской системы архивов.
Историография возникновения, становления и развития делопроиз¬водства и архивного дела в России весьма обширна. Вместе с тем среди многочисленных работ, посвященных истории делопроизводства и архив¬ного дела, чрезвычайно мало исследований по изучению отечественной законодательной, нормативно-правовой и методической документации, регламентирующей вопросы учета и описания архивных документов. В предлагаемой статье делается попытка хотя бы отчасти восполнить этот пробел, так как без анализа правовых и нормативно-методических актов, прямо или косвенно влиявших и продолжающих влиять на архивное дело, невозможно понять многие существующие, нерешенные проблемы архивистики.
Реорганизация административно-территориального деления сопровождалась массовой ликвидацией учреждений и организаций, документы которых поступали в архивы, прежде всего в АОР. О динамике процесса свидетельствуют следующие цифры: в 1925 г. в архивохранилищах было 1096 фондов, в 1926 г. - 1547, 1927 г. - 2268, 1928 г. - 2634, 1929 г. - 2779 (из них 2061 за послереволюционный период). Только за 1928/29 г. на государственное хранение сдали документы 475 организаций. Хранилища оказались переполненными. 6 февраля 1928 г. архивисты решили «по возможности воздержаться от приема документов после 1922 г. и принимать материалы только ликвидированных учреждений».8 Это решение во многом обусловило главную особенность современного состава архива - неравномерность степени сохранности и полноты документов различных периодов. Учреждения «губернского» периода, успевшие сдать свои материалы на государственное хранение в конце 1920-начале 1930-х гг., как правило, представлены обширными и насыщенными фондами. А фонды многих крупных предприятий и учебных заведений, оставшиеся на ведомственном хранении, сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Указанное решение определило, в известной степени, и случайный характер комплектования АОР, так как ликвидировались и передавали в архив свои документы многочисленные мелкие организации.
..........