Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эстетическое восприятие младших школьников средствами искусства
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Многие писатели, педагоги, деятели культуры отмечают, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Статус эстетического воспитания в современной российской школе подтверждает «Концепция духовно-нравственного развития…», где отмечается, что цель современного эстетического образования и воспитания в российской основной школе – это «воспитание готовности и способности к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности…» .
Основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества.
Таким образом, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Цель работы – изучить подходы к эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
Эстетическое воспитание самым тесным образом связано с искусством, которое является частью эстетической культуры.
Эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры, кино и т.д.
Учителя начальных классов широко используют в целях эстетического воспитания детей изобразительное искусство. Дети воспринимают лучшие образцы изобразительного искусства, пытаются их воспроизвести. Важное значение в эстетическом воспитании младших школьников имеет кино и мультипликация. От младших школьников учитель ждет рассказа об их впечатлениях, рассказа по возможности связного, более подробного, с собственными комментариями.
Эффективным средством эстетического воспитания младших школьников является формирование у них визуальной культуры.
Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия произведения искусства.
Каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию в целостный визуальный образ.
В системе внеклассной работы начальной школы большое внимание уделяется различным формам эстетического воспитания. Среди форм внеклассного эстетического воспитания можно назвать посещение музеев, картинных галерей, кино. Кроме того, это участие в музыкальной, театральной самодеятельности, конкурсы чтецов и другое.