Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Воспитание культуры средствами английского языка
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях преподавания языков происходит смещение акцентов с развития исключительно коммуникативных умений на формирование готовности к ведению диалога культур. Изучение любого нового для человека языка должно быть направлено на развитие способности, позволяющей личности реализовать себя в рамках диалога культур, т.е. в условиях межкультурной коммуникации.
Важным звеном в воспитании культуры учащихся на уроках иностранного языка является социокультурная компетенция. Данная компетенция как элемент общей культуры человека, интегративное свойство личности начинает за¬нимать одно из приоритетных мест в со¬циальном заказе общества высшему обра¬зованию. В связи с этим возникает необ¬ходимость в осознании и актуальности повышения ее роли в учебно-воспитатель¬ном процессе школы.
Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Возможности воспитательного процесса через такой предмет, как «иностранный язык» уникальны. В процессе овладения иностранным языком развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества.
Преподаватель имеет возможность формировать на занятиях иностранным языком культуру личности учащихся в единстве, знаний, ценностных ориентаций, вкусов, идеалов; влиять на повышение уровня эстетики поведения, ориентированной на «диалог культур», уважение точки зрения собеседника, толерантное отношение к партнеру; развивать творческие способности студентов (особую значимость имеют творческая инициатива, творческое воображение, преодоление стереотипов и др.).
Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний. В этой связи объективно необходимы:
- ориентация воспитания в процессе изучения иностранного языка на общечеловеческие духовные ценности, лучшие национально-региональные и международные культурные традиции,
- использование воспитательно-педагогического потенциала произведений искусства;
- поиск наиболее эффективных средств повышения эффективности нравственно-эстетической воспитанности школьников, адекватных их возрастным и социально-психологическим особенностям.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования проблемы соизучения языка и культуры, с одной стороны, имеют давнюю традицию, обусловленную известным интересом ученых к их взаимосвязи (Т. Н. Астафурова, Н. В. Барышников, Е. М. Верещагин, Д. Б. Гудков, В. В. Кабакчи, В. А. Костомаров, В. В. Красных, О. А. Леонтович, С. Г. Тер-Минасова), а с другой, несмотря на наличие целого ряда научных работ общего и частного характера (М. М. Бахтин, В. С. Библер, А. Вежбицкая, Гумбольдт В. фон, М. С. Каган, В. А. Маслова), продолжают оставаться недостаточно разработанными как в общетеоретическом плане, так и в прикладном аспекте.
Список литературы
1. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. – М., 2008.
2. Артемов В. Д. Психология обучения иностранным языкам. - М., 2008.
3. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. – 2008.- № 1.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М., 2007.
5. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. - М., 2008.
6. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М., 2008.
7. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. – М., 2008.
8. Елухина Н.В. Средства обучения иностранному языку: Текст лекций по методике преподавания иностранных языков. – М., 2007.
9. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 2.
10. Коростылёв В.С., Пассов Е.И., Кузовлев В.П. Принципы создания коммуникативного обучения иноязычной культуре // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 2.
11. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М., 2008.
12. Леонтьев А.А. Принципы коммуникативности сегодня // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 2
13. Максимова И.Р., Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2010. - № 4.
14. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально-культурного компонента в обучении англ. яз. младших школьников // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 5. – С. 7–10.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 2007.
16. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: моно¬графия. - Тамбов, 2008.
17. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностр. яз. в шко¬ле. - 2009. - № 4.
18. Сысоев П.В. Культурное самоопределение как часть поликультурного образования в Рос¬сии // Иностр. яз. в школе. - 2009. - № 1.
19. Сысоев П.В. Когнитивные аспекты овла¬дения культурой // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 4.
20. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. – М., 2007.
21. Сафонова В.В. Изучение языков междуна¬родного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж, 2006.
22. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностр. яз. в школе. - 2010. - № 3.
23. Сафонова В.В. Культурно-языковая экс¬пансия и ее проявления в языковой политике и образовании // Иностр. яз. в школе. - 2009. -№3.
24. Brumfit Ch. The Communicative Methodology in Language Teaching. Cambridge University Press, 2008.
25. Byram M. Cultural studies in foreign lan¬guage education. - Clevedon, Avon: Multilingual Matters, 2007.
26. Kramsch С Language and culture. -Oxford: Oxford University Press, 2007.
27. Millrood R. Modules in English Language Teaching Methodology. – Tambov, 2009.
Savignon S.J., & Sysoyev P.V. Sociocultural strategies for a dialogue of cultures // The Modern Language Journal. - 2008. - № 86.