Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обучение решению текстовых задач детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха) в основной школе (с 5 по 9 класс)
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни на территории Российской Федерации проживают более 13 млн. слабослышащих, среди них детей более 1 млн. Количество рождаемых слабослышащих детей, а также детей с приобретенными нарушениями слуха значительно увеличивается. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году более 30% всей популяции земного шара будут страдать тугоухостью.
В отечественной и зарубежной литературе есть немало работ, посвященных изучению личностных особенностей слабослышащих детей. На наш взгляд, наибольший вклад в исследование личностных особенностей слабослышащих детей внесли В.Л. Белинский, P.M. Боскис, Э.А. Вийтар, А.А. Извольская, Т.В. Розанова, В. Петшак, B.C. Собкин, Л.И. Тигранова [5, 7, 8, 10, 18, 20, 25 и др.]. Наиболее часто предметом исследования в данных работах является социальная адаптация детей с нарушениями слуха, особенности их интеллектуального развития, особенности их психологической защиты и др. [11, 18, 26, 29, 30, 31 и др.].
Вместе с тем, российских работ, посвященных изучению личности слабослышащих раннего юношеского возраста очень мало, причем, единичные из них выполнены в XXI веке, что на фоне глобальных изменений в общественном строе страны, существенной трансформации условий жизни людей выглядит дефицитарно [12, 20, 25]. Нам удалось обнаружить лишь одну работу, посвященную изучению ценностных ориентаций слабослышащих раннего юношеского возраста, опубликованную в 1997 году [20].............
Глава 1. Теоретические основы обучения решению текстовых задач детей с нарушением слуха в основной школе
1.1. Психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха (дети с 11-16лет)
Особенности развития детей с недостатками слуха обусловлены первичным нарушением. В большей степени глухие дети испытывают трудности в ситуации речевого общения, когда возникает противоречие между стремлением к общению и ограничениями, связанными с сенсорной недостаточностью и спецификой социокультурного развития. Данные в рамках работ Т. Г. Богдановой, Н. В. Мазуровой [4], Э. А. Вийтар [5], В. Г. Петровой [15], О. А. Чиж [21] по проблеме изучения отношений свидетельствуют, что через отношения происходит формирование общения, характеризующееся особенностями эмоционально-волевой сферы неслышащих учащихся .
В младшем школьном возрасте наблюдается эмоционально-волевая незрелость, проявляющаяся в повышенной аффективности, подражательности, внушаемости, которая может быть преодолена с помощью специальных психолого-педагогических воздействий. На любом возрастном этапе особой работы требуют морально-этические представления, отличающиеся односторонностью, словесные обозначения эмоциональных состояний, использующиеся в жизненных ситуациях, определение причин каких-либо эмоций, необходимы психолого-педагогические усилия по знакомству глухих детей с некоторыми социально-нравственными чувствами.
Развитие эмоционально-волевой сферы неслышащих учащихся может задерживаться из-за недоступности, или доступности в малой степени, выразительной стороны речи, музыки, больших трудностей приобщения к процессу чтения художественной литературы.
Недостаточный уровень эмоционально-волевого развития у данной категории детей возникает по ряду причин, указанных учёными: недоразвитие эмоционально-экспрессивных средств языка (Ж. И. Шиф; В. В. Егоров), несформированность умений идентификации и дифференциации эмоциональных проявлений окружающи х (В. Петшак, Е. Н. Винарская, Е. И. Исенина, И. А. Михаленкова, Н. Г. Морозова), низкий уровень сформированное эмпатии (В. С. Агавелян, О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян, Т. П. Гаврилова, В. Петшак, В. С. Собкин, М. Е. Хватцев, С. Н. Шабалин), собственные непродуктивные эмоциональные реакци и (В. Петшак , Т. Э. Пуйк, В. С. Собкин), несформированность целеполагания (В. Л. Белинский, В. С. Собкин), мотивации (М. М. Нудельман), уровня самоуправления, саморегуляции и самоорганизации личности с недостатками слуха (М. Е. Хватцев, С. Н. Шабалин, В. С. Собкин).
.........