Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Комплексная система преодоления заикания у детей с применением методов иппотерапии
Введение
Актуальность исследования. Своевременное и полноценное освоение речевой деятельности – залог гармоничного развития психики ребенка. Нарушения речи, в свою очередь, способны оказать негативное влияние, как на познавательную, так и на эмоционально-волевую сферу развития в дошкольном детстве. Одним из наиболее распространенных, сложно протекающих и тяжело поддающихся коррекции речевых нарушений у детей выступает заикание. Заикание формируется в детском возрасте, как правило, между 2 и 6 годами, приводит к ограничению коммуникативных возможностей, затруднению процесса социальной адаптации и искажению формирования личности. По мнению И.Ю. Абелевой, Л.3. Андроновой, Л.И. Беляковой, Н.И. Жинкина, Ю.Б. Некрасовой, заикание выступает, прежде всего, нарушением системы общения. При этом по данным Г.А. Волковой, Е.А. Дьяковой, Л.А. Калмакановой, Р.Е. Левиной, В.И. Селиверстова, А.В. Ястребовой, заикание обуславливает недоразвитие языковых средств и может привести к формированию общего недоразвития речи, что, в свою очередь, затруднит формирование коммуникативных навыков и усугубит речевую симптоматику в целом.
Не вызывает сомнения важность раннего старта коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений, в том числе заикания. Между тем существующие методики и реабилитационные системы коррекции заикания, разработанные М.А. Виноградовой, Г.А. Волковой, Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой, Е.Ф. Pay, В.И. Селиверстовым и др. нередко не предполагают использования достижений современной реабилитологии. ..............
Глава I. Научно-теоретические основы изучения и преодоления заикания у детей
Актуальность нашей работы обусловлена значительным распространением проблемы заикания среди детей. По данным мировой и отечественной статистики, количество детей с речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. По данным В.И. Селиверстова, заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых [38]. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема поиска новых путей оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речевого развития. Данной проблемой занимаются такие ученые как: А.Н. Корнев [57], Г.В. Чиркина [60] и др.
По определению Р.Е. Левина [25] и М.Е. Хватцева [46], заикание выступает одним из наиболее труднопреодолимых нарушений речи, характеризующимся нарушением темпа, ритма, плавности экспрессивной речи, обусловленным судорожным состоянием мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова [7], И.А. Поварова [33] отмечают также, что для заикания характерно преобладание нарушений коммуникативной функции. Нарушение в развитии речи заикающегося ребенка существенно влияет на эффективность процесса его социализации.
Наряду с разнообразными точками зрения на проблему заикания, большинство исследователей отмечают наряду с темпо-ритмическими расстройствами, характерными для заикающихся, также и наличие нарушений мелодико-интонационной стороны речи. В связи с этим мы считаем обращение к проблеме коррекции нарушений мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием своевременным, актуальным, практически значимым и востребованным.
.........