Содержание:
Содержание:
1. Мировоззрение, его структура и функции. Типология мировоззрений 3
2.Миф, религия и философия как формы мировоззрения 3
3. Происхождение философии: основные вопросы ее генезиса 5
4. Проблема предмета философии 5
5. ОВФ и критерии классификации философских учений, школ, направлений 7
6. Философия Древнего Китая и Древней Индии 8
7. Специфика, круг проблем и этапы развития античной философии 12
8. Своеобразие средневекового типа философствования 13
9. Отличительные черты философской мысли эпохи Возрождения 13
10. Философские споры нового Времени: 17-18 вв. 14
11. Еврофилософия 19 в.: сравнительная характеристика учений и школ 15
12. Русская философия 19-20 вв.: школы, представители и их ведущие идеи 16
13. Философские альтернативы 20 в. Смысл полемики сциентизма и антисциентизма 17
14. Философия сознания: от мифологемы «душа» к понятиям «сознание» и «самосознание» 18
15. Гносеология: познание как предмет философского анализа. Кризис классической гносеологии и его причины 23
16. Истина и ее критерии. Основные концепции истины. Истина и ценность 26
17. Базовые операции познания: описание, объяснение и понимание 27
18. Формы и методы чувственного и рационального познания 30
19. Философия науки: многоликая реальность науки и ракурсы ее анализа 31
20. Формы и методы эмпирического и теоретического уровней н/познания 32
21. Основные модели роста научного знания 33
22. Сравнительная характеристика классической, не- и постклассической науки 35
23. Реабилитация в конце 20 в. вненаучных форм познания, их типология 39
24. Духовное измерение человеческого бытия. Проблема духовности 42
25. Проблема смысла жизни. Типы его обоснования: аскетизм, гедонизм и т.п. 43
26. Человек как космобиопсихосоциальное существо. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Типы антропологических учений 44
27. Философия культуры: основные парадигмы понимания культуры. Человек как творец и творение культуры. Культ и культура. Культура и цивилизация 48
28. Философия истории: проблема и цели 50
29. Диалектика необходимости и случайности в истории, детерминизма свободы воли человека. Роль личности в истории, личность и массы 53
30. Социальная философия: основные подходы к объяснению природы общества и его динамики 60
31. Философия хозяйства: эволюция взглядов на труд и материальное производство в истории культуры. Ист. типы отношения человека к природе 63
32. Образы будущего в современной футурологии. Проблема глобализации 65
33. Истоки и смысл онтологической проблематики. Типы онтологических учений 66
34. Понятие картина мира. Синергетика и ее взгляд на мир 67
35. Категория «материя». Эволюция представлений о ней в философии и науке 70
36. Категория «движение». Характеристика движения. Виды движения 72
37. Категория «пространство» и «время». Эволюция представлений о них 74
38. Диалектика: учение о развитии? Принципы, законы и категории диалектики 75
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по философии
Мировоззрение - есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окру¬жающий мир и место человека в нем, на многосторонние отно¬шения человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных устано¬вок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентации, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных прин¬ципов познания и оценок. Мировоззрение — это своего рода духовный каркас структуры личности, класса или общества в целом. Наличие мировоззрения — показатель зрелости не только личности, но и социальных групп, политических пар¬тий. Субъектом мировоззрения, следовательно, являются и лич¬ность, и социальная группа, и общество в целом. При этом человек в своем индивидуальном развитии становится лично¬стью только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение, вне которого он еще не есть личность в собствен¬ном смысле слова.
Мировоззрение — это разноуровневое духовное образова¬ние, в котором совмещаются в единый клубок нити и житей¬ских воззрений с их рациональными и иррациональными эле¬ментами, рассудок и предрассудки, научные, художественные и политические воззрения. Исторически исходным в содержа¬нии мировоззрения являлись представления обыденного созна¬ния, мифологические и религиозные взгляды, игравшие опре¬деленную роль в закреплении форм социальной организации жизни человеческих коллективов. С развитием практически-познавательной деятельности, с выделением науки в особую сферу жизни содержание мировоззрения становится все более научным и удельный вес научности здесь неуклонно возрастает.
Таким образом, содержание мировоззрения изменялось соот¬ветственно тому, как изменялись формы практического освое¬ния мира и его теоретического осмысления. Основой мировоз¬зрения являются, следовательно, знания, составляющие его информационную сторону. Всякое познание, его различные виды формируют мировоззренческий каркас. Но наиболее вы¬дающаяся роль в формировании этого каркаса принадле¬жит философской науке, ибо философия и возникла и сформи¬ровалась как ответ на мировоззренческие вопросы человече¬ства. Поэтому понятие мировоззрения всегда связывалось в пер¬вую очередь с философскими взглядами, будучи, однако, исто¬рически независимым и гораздо более широким по смыслу, чем понятие философии: ясно, что любая философия выпол¬няет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззре¬ние философично. Философия — теоретическое ядро мировоз¬зрения.
Мировоззрение складывает¬ся под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства (с процесса начала социализации ребенка, приобщения его к жизни обще¬ства) и продолжается, совершенствуясь, по существу, в тече¬ние всей жизни. Оно определяет жизненную позицию, реали¬зуясь в характере трудовой и социальной активности, в семье, в обществе. В конечном счете мерилом мировоззренческой зре¬лости человека выступают его поступки, дела.