Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социально-этнические образования, нации и межнациональные отношения в современном обществе
Введение
Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Термин этнос близок понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (русские, украинцы, поляки и др. – славяне), а также обособленные части внутри народа.
Этнос характеризуется существованием жестких культурных и социальных механизмов интеграции, которые обусловливают стремление личности видеть оправдание своего существования, основную ценность в своем растворении в сообществе. В основе отношений древних сообществ лежит представление о том, что все общности вне «мы» – нечто чуждое, несущее в себе абсолютную, реальную и потенциальную враждебность людям, т.е. членам данного этноса. На первых ступенях развития человечества определяющим отношением между этносами был геноцид, т.е. потенциальная и реальная угроза взаимного истребления.
Сам факт существования более чем 2 000 национально-этни¬ческих общностей говорит о том, что между ними складываются характерные связи, которые определяются как национальные (межнациональные). Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Наша страна, имея тысячелетнюю историю, заложила в своих традициях главные духовные заветы и морально – нравственные нормы мировых вероучений, являющихся эталоном гуманности и любви, терпения и всепрощения. Однако в процессе развития многонациональной империи в ней все больше укоренялась нездоровая тенденция – пренебрежение к национально – культурной самобытности ее народов, примитивное решение национального вопроса путем русификации, тенденция, которая усиливала кризис самодержавия и стала одной из важнейших причин всех трех российских революций.
Новое государство, выдвинув прогрессивные лозунги пролетарского интернационализма и права наций на самоопределение, имело реальную возможность достичь успеха в решении национального вопроса. Но не сумело: погубили, как всегда, двойные стандарты. На словах провозглашались расцвет и равноправие народов СССР, создание новой наднациональной исторической общности – советского народа, а на деле, кроме безгласного и послушного Совета Национальностей, народы СССР никак не были представлены в вертикали органов государственной власти. Общеизвестными были и негласно существующие социальные барьеры для «граждан диссидентской национальности», вынужденных порой срочно обзаводиться русской фамилией, чтобы поступить в ВУЗ. Так росли и пускали свои корни национальное недоверие и тот самый нигилизм, который в конце перестройки взорвался событиями в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Тбилиси, Вильнюсе, Фергане и в конечном итоге привели к распаду СССР.
Многие ученые (социологи, политологи, психологи) сходятся во мнении, что количество межэтнических браков в нашей стране с начала 90-х г.г. стало заметно меньше и численность их будет уменьшаться и дальше.
К сожалению, сегодня остро стоит вопрос о культуре межэтнического общения, так как он является результатом взаимодействия представителей разных этносов на микро – и макроуровнях. Хотя бесконечное количество этносов, племен исчезло во взаимной борьбе, тем не менее, человечество сумело уцелеть, так как всегда существовал противоположный полюс, т.е. возможность сосуществования этносов, их слияния, всегда в той или иной форме и масштабах существовал механизм культурного взаимопроникновения.