Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме функциональные стили. Язык художественной литературы
Введение
Нормы русского языка древнейшей поры формировались в Киевской Руси под влиянием устной поэзии и церковно-славянского языка. Первые известные нам памятники отразили глубокое уважение к книжному делу:
«Велика бо бываеть полза от учения книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и воздержание от словес книжных». Древние рукописные и последующие печатные книги хранили и закрепляли традиции письменной речи, однако уже свод законов «Русская правда», сложившийся устно и записанный при Ярославе Мудром в 1016 году, отразил живую речь. Первые попытки сознательного формирования норм письменной речи относятся к ХVIII веку, когда российское общество осознало, что отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество неудобств.
Приведение письменных текстов к единой норме, или унификация, – важный акт для любой цивилизации, и стремление к упорядочению правил письма свойственно всем народам.
Работа В. К. Тредиаковского «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой» (1748 г.) – первая попытка обосновать правила русской орфографии.
Теоретическая нормализация русского языка связана с составлением первых грамматик, риторик и словарей, с описанием в учебных целях системы литературного, образцового, языка, его норм и стилей.
М. В. Ломоносов (1711-1765) – создатель первой научной грамматики русского языка «Российская грамматика», (1755 г.) и «Риторики» (краткая – 1743 г. и «пространная» – 1748 г.) – заложил основы нормативной грамматики и стилистики русского языка. С. П. Обнорский писал: «Основной костяк выдвинутых Ломоносовым норм языка определил дальнейшие судьбы его развития, пережил эпоху творческой деятельности Пушкина и служит живой основой современного нашего языка.»
Теоретические основы риторики развивались в руководствах Н. Г. Курганова «Письмовник» (1769 г.), Амвросия «Краткое руководство к оратории Российской» (1778 г.), Г. А. Глинки «Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесныя науки» (1797 г.), И. С. Рижского «Опыт риторики» (1796 г.), М. М. Сперанского (написана в 1792 г. и опубликована в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия») и др. В XIX веке вышли в свет труды по риторике Н. Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, К. Зеленецкого и др.
В. И. Чернышёв (1867-1949) в 1911 году издал книгу «Правильность и чистота русской речи. Опыт русской стилистической грамматики», которая, по словам В. В. Виноградова, представляет собой замечательное явление в русской филологической литературе и сохраняет своё значение до сих пор.
Им был предложен научно обоснованный взгляд на литературный язык как на сложное взаимодействие целых разрядов синонимичных, но в то же время стилистически разнородных грамматических форм и синтаксических оборотов речи. Однако нормативной точке зрения на язык была противопоставлена объективная. Ещё В.Г. Белинский возражал против запретительно-пуританского характера норм, противоречащего духу народного словоупотребления. «Пушкин стоит любой из ваших грамматик», – писал он, обращаясь к нормализаторам.
Академик А. А. Шахматов (1864-1920) писал: «Странно было бы вообще, еcли бы учёное учреждение вместо того, чтобы показывать, как говорят, решалось указывать, как надо говорить.»
В связи с Великой Октябрьской революцией в литературный язык хлынул поток просторечной, диалектной и жаргонной лексики. В 20-е годы проходит дискуссия «Язык революции или революция языка?», в 30-е – дискуссия о диалектизмах в языке литературы. Толковый словарь русского языка, вышедший в 1939 году под редакцией Д. Н. Ушакова, способствовал закреплению норм.
В 50-60-е годы уточнялись научные принципы культуры речи: объективная и нормативная точка зрения на язык, различение кодификации (как нормализаторской деятельности) и нормы (объективно-исторического явления). Издаётся «Грамматика русского языка» АН СССР (1953-54 гг.), выходят выпуски «Словаря русского литературного языка» в 17 томах, получившего Ленинскую премию, периодически печатаются сборники «Вопросы культуры речи» (вып. 1-8, 1955-67 гг.)
В Институте русского языка АН СССР открывается Сектор культуры речи, который возглавил Сергей Иванович Ожегов (1900-1964), на радио транслируются передачи «В мире слов», по телевидению идёт передача «Русская речь», а с 1967 года издаётся журнал с тем же названием.
Самостоятельной дисциплиной культура речи становится с 70-х годов ХХ века: у неё свои предмет и объект исследования, цели и задачи, методика и приёмы научного исследования материала.
Культурно-речевая деятельность превращается из «запретительства» в позитивную программу лингвистического воспитания, выработки языкового чутья, умения наилучшим способом пользоваться языком, его выразительными средствами в соответствии с речевыми задачами и законами функционирования языка в обществе.