Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Положение, юридический статус и социальные гарантии внутри перемещенных лиц в Российской Федерации
Проблема внутри перемещенных лиц (далее - ВПЛ) в последние годы во всем мире превратилась в одну из наиболее острых политических и гуманитарных проблем. Перемещенные внутри страны лица - это лица или группы лиц, которых заставили или вынудили бросить или покинуть свои дома или места обычного проживания, в частности в результате или во избежание последствий вооруженного конфликта, повсеместных проявлений насилия, нарушения прав человека, стихийных или вызванных деятельностью человека бедствий, и которые не пересекали международно признанных государственных границ.
Основным отличительным признаком внутренней миграции является тот факт, что ВПЛ - это, как правило, граждане данного государства. И в качестве таковых они должны обладать всеми правами и свободами, которые зафиксированы как в законодательстве данной страны, так и в основных международных документах, и прежде всего в Международных пактах о правах человека. Причем в силу чрезвычайных обстоятельств уровень правовой защищенности ВПЛ должен быть даже выше.
На территории РФ - в Северо-Кавказском регионе - все еще сохраняется "питательная почва" для вынужденной внутренней миграции: напряженность в социальной сфере, межнациональных и межконфессиональных отношениях. Наиболее масштабной категорией ВПЛ в России являются выходцы из Чечни. Общая численность граждан, временно покинувших места постоянного проживания на территории Чеченской Республики и находящихся в местах размещения на территории России, на конец 2001 г. составляла 422 тыс. человек. Из них основная часть - 225 тыс. человек - оставалась на территории Чечни, в Республике Ингушетии - 149 тыс., в Ставропольском крае - 6 тыс., в Дагестане - 4,6 тыс., в Северной Осетии - 2,4 тыс., остальные - 35 тыс. человек - в других субъектах Российской Федерации.
В настоящее время, по данным регистрационного учета, численность граждан, временно покинувших места постоянного проживания на территории Чеченской Республики и находящихся в местах временного размещения на территории РФ, уменьшилась и составляет около 260,2 тыс. человек. Положение ВПЛ, независимо от того, перемещены ли они внутри самой Чечни или за ее пределами, остается тяжелым, их права и прежде всего право на жизнь, на собственность, на свободу передвижения, право быть документированным и пр., нарушаются.