Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экономико-математическое моделирование рыночной системы
Введение
В условиях рыночной экономики, всякое предприятие, производя товар или оказывая услугу, имеет целью наиболее полное удовлетворение конкретных потребностей своих клиентов. В связи с этим велика роль маркетинга, как сферы деятельности, выявляющей потенциальные или существующие потребности и определяющей наиболее эффективные пути их удовлетворения. Очевидно, что при переходе к рыночным механизмам хозяйствования, предприятие должно оказывать повышенное внимание маркетингу, как инструменту, способствующему не только победе в конкурентной борьбе, но и выживанию в новых сложных условиях.
Для того, чтобы предприятие смогло принять эффективное решение, адекватное текущей ситуации, ему надо опираться на объективную информацию о рынке. Для ее получения существуют специальные процедуры маркетинговых исследований, подразумевающие систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями и конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые решения связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности.
При сборе и анализе маркетинговой информации возникает проблема ее объективности. В настоящее время среда функционирования практически всех российских товарных рынков характеризуется сложными экономическими условиями реструктуризации производства, нестабильностью внешней среды, экономическим кризисом и коренными изменениями в условиях и методах управления.
В такой ситуации проблема объективности маркетинговой информации приобретает ключевое значение для деятельности российских предприятий в рыночных условиях. Предприятия прибегают к помощи специализированных исследовательских фирм либо пытаются получить нужные сведения своими силами. Однако общепризнанным фактом является то, что невозможно или связано с несоразмерными затратами достать своевременную достоверную информацию о текущем положении и тем более пытаться строить на ее основании какие-то прогнозы на период более месяца.
В этих условиях полезным и фактически необходимым инструментом исследования и принятия решений становится математическое моделирование экономических процессов внутри и вне предприятия. Экономико-математическая модель позволяет некоторым образом формализовать доступную информацию, полученную из разных источников (в том числе и с помощью экспертных оценок) в упорядоченную систему, произвести ее анализ и получить результаты, вероятностная достоверность которых подкрепляется всем мощным инструментарием современной экономической теории, статистики и математики.
Построенная модель естественно включает некоторые ограничения и допущения, но полученные с ее помощью результаты имеют гораздо большее практическое и теоретическое значение чем разрозненный набор фактов и догадок.
Сфера экономико-математического моделирования в маркетинге естественным образом связана с заполнением вакуума информации, которой оперируют маркетинговые аналитики.
В данной работе рассмотрен аспект применения процедур экономико-математического моделирования при исследовании текущего состояния одного из сегментов рынка экономических и консалтинговых услуг России - рынка маркетитнговых услуг Волгограда.
Данный рынок возник в 1990-1991 гг. одновременно с началом коренных экономических преобразований. Его появление вызвано формированием рыночной среды и соответственно потребностей всевозможных предприятий в маркетинге как инструменте не только конкурентной борьбы, но и выживания в новых условиях. Произведенный описательный анализ рынка маркетинговых услуг Волгограда позволяет сделать вывод о том, что его развитие происходит весьма медленными темпами и до сих пор не вышло за пределы стадии зарождения. Он развит гораздо менее, чем например смежные рынки аудиторских и оценочных услуг.
Однако это вовсе не означает, что не происходит никаких изменений. Данный рынок, его потенциал и конкурентная среда, тесно связаны со структурными изменениями в экономике волгоградского региона и имеет свою специфическую среду функционирования. Специфика данного рынка определяется особенностями маркетинговых услуг как продукта, как важного элемента деловой инфраструктуры региона.
Данный рынок обладает огромным потенциалом привлекательности в долгосрочном периоде (в связи с выходом России из переходного периода и переходом к развитым рыночным отношениям).
Информационная среда Волгоградского региона в силу своей неразвитости исключает возможность получения исчерпывающей информации о предприятиях-участниках рассматриваемого рынка, потребителях маркетинговых услуг и внешней среде, т.е. фактически соответствует общероссийским условиям, между тем как потребность в такой информации существует и не находит своего удовлетворения.
Именно поэтому в данной работе ставится целью разрешить проблему анализа рыночной конъюнктуры в условиях дефицита информации с помощью построения экономико-математической модели рынка маркетинговых услуг Волгограда.
Актуальность выбранной темы работы усиливается осознанием того факта, что подход получения маркетинговой информации с помощью экономико-математической модели может и должен быть применен для других рынков товаров и услуг.