Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Обыкновенная история" Гончарова как роман – воспитание.
Введение
Литературное наследие И.Гончарова не обширно: за 45 лет творчества он
опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат «Паллада»,
несколько нравоописательных рассказов, критических статей и
мемуары. Каждый его роман привлекал внимание читателей,
возбуждал горячие обсуждения и споры, указывал на важнейшие
проблемы и явления современности. Cозданные им в романах социальные ти-пы и обобщения стали средством самопознания и самовоспитания русского общества.
Гончаров принадлежит к числу наиболее популярных, читаемых
писателей Х1Х в. Интерес к творчеству Гончарова, живое восприятие его про-изведений, переходя от поколения к поколению русских читателей не иссякли в наши дни, тем более, что в настоящее время, при современном развитии рус-ской литературы, все чаще приходится убеждаться в том, что именно классика является источником познания человеческой сущности, самого себя и помочь выбрать в жизни правильные ориентиры.
Для познания сущности романа «Обыкновенная история», написанного в 1844 году, как литературного феномена, рассмотрение его должно прово-диться в контексте его жанровой традиции. Несмотря на то, что творчеству Гончарова в русской критике посвящено много работ (Цейтлин А., Петров С., Персидская О., Пиксанов Н.К., Гейро Л.С., Белинский, Постнов О.Г., Глухов В.И и др. ), в том числе и монографий (.Лощиц Ю , 1986; Котельников В.А, 1993; В.А.Недзвецкий, 1996) специфика романа именно с точки зрения его жанровой принадлежности осталась обделенной вниманием исследователей. Литературоведы указывали на историко – литературные связи романа, писали об истории создания и прототипах, анализировали образы героев с различных точек зрения. Однако даже финал романа, равно как и собственно воспитатель-ное значение «Обыкновенной истории», трактовалось по-разному, исходя из требований времени, в котором жил критик: от скорби по уходящему роман-тизму и предостережения писателем надвигающейся унификации в том числе и человеческих чувств, до прозорливого видения перспектив развития России в целом, и связанной с этим необходимостью определять свой личный жизнен-ный путь каждого молодого человека. Именно интерес к творчеству И.Гончарова, как к классику русской литературы, а также наличие указанных проблем в изучении именно этого произведения великого русского писателя и обусловило выбор темы нашего исследования «Обыкновенная история И.Гончарова как роман воспитания».
Объектом исследования в данной работе является текст романа воспита-ния И.Гончарова «Обыкновенная история» и литературно-критический кон-текст обозначенной темы.
Целью нашей работы является изучение жанрового своеобразия романа «Обыкновенная история» И.Гончарова. Исходя из поставленной цели, в работе следует решить следующие задачи:
1) рассмотреть предпосылки возникновения романа воспитания как са-мостоятельного жанра и выделит его специфические черты;
2) описать европейскую и русскую традицию романа воспитания;
3) проанализировать художественное своеобразие романа «Обыкновен-ная история » Н.Гончарова с позиций жанра воспитательного романа;
4) разработать методические рекомендации по изучению романа «Обык-новенная история» в 10 классе.
Материалом исследования послужил текст романа Н.Гончарова, анализ которого проводился в соответствии с целями работы.
Научная новизна данной работы состоит в систематизации уже сущест-вующего опыта анализа романистики Гончарова, а также в анализе «Обыкно-венной истории» с точки зрения традиции романа воспитания.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе жанровых осо-бенностей романа в контексте европейской и русской традиции романа воспи-тания.
Практическая значимость проведенного исследования определяется необходимостью изучения жанрового потенциала романа воспитания и его реализации в художественном тексте. Результаты исследования могут исполь-зоваться в вузовских курсах «Лингвистический анализ текста», в спецкурсе по изучению творчества И.Гончарова, а также как методические рекомендации при изучении творчества И.А.Гончарова в 10 -11 классах общеобразовательной школы.
Методика исследования является комплексной и предполагает использо-вание приемов наблюдения, а также компонентного, контекстологического, анализа. Определение специфики жанра романа «Обыкновенная история» в ра-боте проводилось на основе использования различных точек зрения на воспита-тельный роман как самостоятельный жанр.