Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по психологии
В начале XX-го века целый ряд отечественных ученых выступили с критикой сложившейся к тому времени психологической науки. Эта критика стала ответом на слишком абстрактный характер психологических теорий и используемых психологией методов исследования и доказательства. Чтобы стать "настоящей" наукой, психология, по мнению этих авторов, должна была более строго подходить к доказательству теоретических положений и использовать для этого экспериментальные методы, которые позволяли бы добиться более точных данных о психике человека, о возникновении и развитии новых форм поведения.
Иван Петрович Павлов довольно жестко сформулировал неудовлетворенность современной ему психологией в статье "Ответ физиолога психологам" (1932 г.). Критикуя психологов за "дуализм с анимизмом", Павлов высказал убеждение (на котором он настаивал и в более ранних статьях), что для объяснения всей сложности поведения человека излишне использовать идею присущей ему "какой-то произвольности, спонтанности". Павлов исходил из того, что поведение животных и человека полностью детерминировано внешней средой и может быть изучено, объяснено и предсказано на основе теории условных рефлексов. Вся ткань поведения должна была быть раздроблена на частные условные рефлексы (деятельности), изучена и затем вновь синтезирована.
Рефлексология (от лат. reflexus отраженный и греч. logos - учение) - наука, основанная на психологии и наблюдениях над поведением, объективное биосоциальное исследование человеческой личности в ее физически-космической и социальной среде, по определению В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. Полагают, что в рефлексологии можно исключить источники ошибок, заключенные в субъективности и самонаблюдении, и, кроме того, правильно познать чужую духовную жизнь. В исследованиях, которые проводились в его русле, использовались исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями. Все проявления психической деятельности рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, что фактически приписывало им статус процессов, лишь сопутствующих актам поведения. Рефлексология родственна бихевиоризму. Следуя за И. М. Сеченовым, рефлексология исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга (“соотносительная деятельность”), рефлексология стремилась использовать исключительно объективные методы как “твердую точку опоры” для научных выводов, рассматривая психическую деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для ее объяснения материалы физиологии высшей нервной деятельности. Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря ни ряд эмпирических достижений, рефлексология не смогла преодолеть механистическую трактовку психических процессов как побочных явлений актов поведения. К концу 20-х гг. усилилась марксистская критика рефлексология Значительная часть рефлексологов в начале 30-х гг. пересмотрела прежние позиции. Однако в 50-х гг. получили развитие антипсихологические установки, имеющие характер рефлексологических реминисценций.