Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Роль таможенных пошлин во внешнеторговой политике РФ.
Введение
В процессе развития мировой экономики был разработан достаточно разнообразный перечень инструментов государственного воздействия на экспортно- импортные – потоковые процессы, большая часть из которых используется во всех цивилизованных странах мира. К числу этих инструментов, безусловно, относятся и методы таможенно - тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, реализуемые посредством применения импортного и экспортного таможенных тарифов.
Эффективно действующий механизм таможенно - тарифного регулирования является необходимым условием для проведения активной и целостной таможенной политики Российской Федерации, способствующей увеличению объемов и улучшению структуры экспортно-импортных товарных потоков и повышению результативности внешнеторговых операций отечественных предпринимателей.
Понятие «таможенно - тарифное регулирование» в таможенном кодексе РФ отсутствует, хотя ссылка на этот термин есть. В законе РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под таможенно - тарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемыми путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Регулирование с помощью таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и вывозе товаров, или только при ввозе является наиболее распространенной и общепринятой формой таможенно - тарифного регулирования. Величина (или ставка) таможенной пошлины при ввозе определяет степень закрытости или доступности внутреннего рынка для иностранных товаров. Сведенные воедино ставки таможенных пошлин называются таможенным тарифом, поэтому регулирования с помощью тарифа называется таможенно - тарифным регулированием.
Таким образом, экспортные и импортные таможенные пошлины являются инструментом таможенно – тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Налоговый кодекс причисляет таможенные пошлины к федеральным налогам. Таможенно - тарифные правоотношения носят налоговый характер. Основываясь на этом, можно дать определение таможенной пошлины как одного из налогов – обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В зависимости от вида внешнеторговых операций таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина наиболее широко распространена в мировой практике, экспортная встречается редко. Транзитная пошлина почти повсюду ликвидируется международными договорами, однако может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны.
Существуют также специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин, исчисляемые в евро-денежной единицы ЕС.
В зависимости от страны происхождения товаров пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными.
Одним из факторов разграничения пошлин считается способ их введения. Автономные пошлину устанавливаются государством вне зависимости от существующих договоров и соглашений и других международных обязательств, а конвенционные – закрепляются в рамках международных обязательств государства или с учетом международной конвенции (применяются в соответствии с принципом режима наибольшего благоприятствования).
По порядку введения они делятся на две группы: ординарные и партикулярные. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном состоянии внешней торговли, вводятся в действие решением Правительства РФ, безусловны и не ограничены временными рамками.
Актуальность данной проблемы подтверждается также и основной линией государства на вступление России во Всемирную торговую организацию. Связанное с этим снижение среднего уровня обложения импорта все более проявляет себя в условиях не столько экономической, сколько политической конкуренции со стороны стран-членов ВТО. Почти половина мировой торговли ведется беспошлинно, и наши торговые партнеры весьма жестко требуют радикального открытия российского рынка, что может отразиться негативным образом на интересах отечественных производителей, «задушив» их продукцию импортными товарами. Было бы несправедливым не отметить: особенность России состоит в том, что иностранная конкуренция – не единственная, а в ряде случаев даже не главная причина упадка многих отраслей. Становиться ясным, что этот упадок в первую очередь вызван внутрихозяйственными диспропорциями.
Базовая идея либерализации международной торговли, проводником которой является ВТО, в основном сводится к тому, что товары при экспорте из государства должны беспрепятственно попадать в импортирующую страну. При этом, однако, допускается, что субъекты имеют право на защиту своих товаров, но главным образом посредством импортного тарифа.
Проведение гибкой таможенно – тарифной политики в немалой степени обусловлено задачами борьбы с нарушениями законодательства в этой сфере. Высокий уровень ставок таможенных пошлин способствует выработке субъектами внешнеэкономической деятельности различных способов уклонения от их уплаты.
Тарифные методы являются основой экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Исключительная роль таможенных тарифов в регулировании внешнеэкономической деятельности определила целесообразность их особого рассмотрения в данной дипломной работе, вне связи с другими методами экономического регулирования.
Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Тема данной работы представляется достаточно актуальной, поскольку таможенные пошлины являются важнейшим экономическим регулятором внешнеэкономической деятельности, с помощью которого реализуется техническая политика государства в области внешнеэкономического обмена.
При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать их экономическую природу и выполняемые ими функции, так как они определяют принципы и методы обоснования пошлин.
В условиях рыночной экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором внешнеэкономической деятельности. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности в русло общегосударственных, национальных интересов.
В данной работе мы попытаемся рассмотреть пошлину как важнейший регулятор внешнеэкономической деятельности на примере Центральной базовой таможни.
Цель данной работы заключается в овладении теоретическими основами знаний по сложившейся системе таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и практическими навыками таможенно - тарифного регулирования для определения наиболее эффективных способов и методов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Задачей данной работы является:
• ознакомление с теорией и практикой создания в РФ таможенно - тарифной системы регулирования внешнеэкономической деятельности;
• ознакомление с нормативно-законодательной базой таможенно - тарифного регулирования;
• изучение экономической роли тарифов;
• рассмотреть виды таможенных пошлин и их классификацию.