Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социология как наука
Социология является важной компонентой системы гуманитарного образования. Как отрасль социального знания она дает цельное, обобщающее представление о развитии всех сфер жизнедеятельности общества, опираясь на фундамент человеческого знания. Социология изучает функционирование общества как сложной социальной системы, состоящей из тесно взаимосвязанных базисных элементов жизни общества социальных институтов, общностей, индивидов.
Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой изложение основных положений курса социологии для студентов вузов. В пособии рассматриваются основные темы учебного курса и ключевые понятия социологии, дается необходимая информация относительно структуры, социальных связях, институтах и социокультурных процессах современного общества. Материалы и методические указания позволяют студентам освоить обширные разделы социологического знания об основных тенденциях и результатах развития мировой и отечественной социологии, законах развития общества и личности, формах регулирования социальных конфликтов, поведения людей, методике социологического анализа событий и явлений социальной жизни.
Предлагаемое студентам учебно-методическое пособие составлено с учетом государственного образовательного стандарта по социологии, опыта преподавание социологической теории в вузах России.
I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Объект, предмет, законы категории социологии.
2. Структура и функции социологии.
Основные понятия
Предметная область науки, объект социологического исследования, гуманитарные знания, социально-философские воззрения, позитивная социология, социальная структура, социальная роль и поведение, социальный мир, социальная реальность, социальные потребности и интересы, социальные взаимодействия.
Цель информации
Выяснить специфику предметной области науки и метода социологии как науки о личности в социальных взаимодействиях в социальном мире людей.
Рекомендации
Первый вопрос. Особое внимание следует обратить на многообразие подходов к определению предметной области социологии, выяснить, почему нет однозначного ответа на данный вопрос. Важно подчеркнуть, что на определение предметной области науки влияли не только различные научные школы, но и развивающийся социальный мир, потребности социальной практики в решении социальных проблем, а также развитие самой науки.
Для сравнительного анализа можно использовать два-три определения предмета социологии предложенных различными учеными или научными школами, например О. Контом, Э. Дюркгеймом, П. Сорокиным.
Рассматривая понятийный аппарат социологии, сосредоточьте внимание на самом определении и особенно на обыденном и научно-систематизированном уровнях понятий, определите их роль и значение для социологических исследований (политических, экономических и др.).
Рассматривая междисциплинарный характер социологического знания, важно понять его истоки, объяснить, что личность есть в определенной степени отражение общественного бытия, но человек как часть природы обладает биопсихологическими предпосылками развития социального, которые детерминируют не только уровни, но и качество социального, возможности интеграции человека в мир общества, освоение этого мира и саморазвитие. Рассмотрите основания и взаимосвязь социологии с философией, этикой, культурологией, психологией и другими сферами знаний, покажите роль этой взаимосвязи в развитии отраслевых направлений социологии: социологии культуры, бизнеса, маркетинга и т.д.
1. Объект, предмет, категории социологии
Слово “социология” (от. лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие, учение) - “наука о законах становления, функционирования, развития