Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблемы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ
Введение
Общеизвестно, что проведение экономи¬ческой реформы с неизбежностью потребовало решения ряда задач: коренной ломки существующей административно-командной сис¬темы, демонополизации народного хозяйства, создания слоя частных собственников, развития конкурентной среды, постепенного преоб¬разования большей части государственной собственности в частную. К сожалению, названные задачи не всегда решались и решаются наи¬более эффективными способами. Так, приватизация нередко прово¬дится поспешно, часто сопровождаясь нарушениями законности, кото¬рые проявились наиболее остро именно в этой сфере, вызвав многие экономические и социальные последствия: перетекание огромных богатств к узкому кругу избранных, утрату контрольных пакетов акций предприятий некоторых основополагающих отраслей промыш¬ленности, невыполнение заданий по доходам в бюджет.
Огрехи приватизации обусловлены как плохой организацией дела, так и недостаточно продуманным правовым обеспечением, которое к тому же безнадежно отстало, не успевая целиком охватить реально идущие в этой области процессы. Прежде всего, очень долго и трудно в науке и законодательстве «рождалось» понятие приватизации. Как до Закона РСФСР «О приватизации государственных и муници¬пальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г. , так и после его принятия в литературе велись бесплодные попытки определения поня¬тий «разгосударствление» и «приватизация», а также споры о критериях их разграничения . Не внесли ясности в понятие приватизации и изменения, предусмотренные законом от 5 июня 1992 г . Наоборот, указание в законе на возможность приватизации в качестве самостоя¬тельного объекта действующего оборудования привело к сумятице в судебной практике. Четкость в определение понятия приватизации внес ГК РФ. В ч. 1 ст. 217 установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть пере¬дано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государствен¬ного и муниципального имущества. Последнюю точку в этом вопросе поставил Закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (В ред. от 09.05.2005). Приведенная норма ГК РФ в совокупности с прави¬лами, закрепленными Законом о приватизации 2001 г., позволяет отме¬тить характерные черты приватизации. Она есть прежде всего способ преобразования государственной и муниципальной собственности в частную. Приватизация осуществляется в форме отчуждения находя¬щегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образо¬ваний имущества в собственность физических лиц и частных собствен¬ников – юридических лиц. Круг объектов, подлежащих отчуждению, должен определяться Законом о Государственной программе. Приобретение в частную собственность этих объектов происходит возмездно и только в порядке, предусмотренном Законом о приватизации 2001 г. Итак, приватизация есть возмездное отчуждение определенных Зако¬ном РФ о Государственной программе объектов приватизации, находя¬щихся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образо¬ваний, в собственность физических лиц и частных собственников – юридических лиц в порядке и способами, определенными дейст¬вующим Законом о приватизации.
Как сам процесс приватизации, так и законодательная база прошли в своем развитии несколько этапов.
Анализ проблем приватизации в России актуален, прежде всего, тем, что изменение отношений собственности является не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего ХХ века.
Во-вторых, актуальность исследования определяется тем, что приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в правовом регулировании экономики. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Отсюда вытекает необходимость выделения в этом процессе того универсального и специфического, органичное сочетание которых и оказывает позитивное или негативное влияние на экономический рост и социально-экономические изменения.
В существующих исследованиях процессов перераспределения собственности достаточно глубоко и подробно рассмотрены важнейшие теоретические и практические вопросы приватизации в постсоветской России. Важное место в них занимает анализ наиболее сложных аспектов приватизационных процессов в стране, разнообразные оценки социальных и экономических результатов приватизации, результаты исследования фондовых рынков и институциональных инвесторов, а также оценка активно предлагаемых в последнее время мер по самоуправлению трудовых коллективов предприятий в условиях реальной экономики России.
Однако правовые аспекты приватизации, на наш взгляд, в отечественной научной литературе рассмотрены недостаточно.
В процессе данного исследования использовались статьи и монографии отечественных и зарубежных ученых, таких как: Астапович А.З, Григорьев Л.М., Гайдар Е.Т., Тихомиров М.Ю., Федоткин В., Мандел Э. и др. Активный период приватизации пришелся на 90-е годы, поэтому используемая литература, в основном, соответствует периоду реформ.
Целью настоящей работы является анализ аспектов приватизации государственного и муниципального имущества в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• исследовать понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ;
• изучить порядок осуществления приватизации государственного и муниципального имущества в РФ;
• проанализировать проблемы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ и возможные пути их решения.
Структура работы способствует решению указанных задач и достижению выделенной цели: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.