Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Система организации внутреннего контроля и методы ее оценки на примере ООО «САНТЭРИ»
Введение
Для успешной работы организации необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого является постоянно действующая система внутреннего (внутрихозяйственного) контроля.
Согласно федеральному Правилу (стандарту) аудиторской деятельности N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, система внутреннего контроля - это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.
Система внутреннего контроля включает:
- систему бухгалтерского учета;
- контрольную среду;
- отдельные средства контроля.
Экономические субъекты хозяйственной деятельности должны применять определенные процедуры контроля, перечень которых приведен в Правиле (стандарте) N 8.
К первой группе процедур можно отнести те, которые связаны с ограничением или делегированием полномочий:
- подотчетность одних работников другим;
- ограничение доступа к активам и записям;
- осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе за внесением в них изменений, и за правом доступа при вводе и выводе информации из системы.
Вторая группа - это процедуры, связанные с установлением подлинности (верификацией) данных:
- внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
- сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и материально-производственных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
- сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
- проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
- сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями и другие дополнительные процедуры.
Наиболее распространенными формами этого вида контроля являются ревизионные комиссии (ревизоры) и внутренний аудит.
Наличие контрольных служб исходя из различных организационно-правовых форм экономических субъектов хозяйственной деятельности отражается в учредительных документах, в первую очередь, в уставе организации, на что обращается должное внимание налоговых органов, на которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 возложена государственная регистрация юридических лиц.
Согласно ст.103 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) высший орган управления акционерным обществом - общее собрание акционеров избирает ревизионную комиссию (ревизора) для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. При этом согласно ст.85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) данная служба создается в обязательном порядке.
Избранный контрольный орган осуществляет свою работу в интересах собственников организации. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества производится по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой ревизионной комиссии (ревизора) общества либо по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или же по требованию акционеров общества, владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.
Аналогичное право избрания ревизионной комиссии (ревизора) в соответствии со ст.91 ГК РФ имеет также и общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Аналогичные требования предъявляются и к ревизионной комиссии (ревизору) ООО. Более того, согласно ст.17 Закона N 14-ФЗ общее собрание участников ООО вообще не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Расходы на все виды аудиторских услуг, в том числе и на инициативный аудит, относятся согласно пп.17 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, а следовательно, и уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
Что же касается службы внутреннего аудита, то ее создание, как правило, определяется многоуровневой организационной структурой управления экономического субъекта хозяйственной деятельности, наличием у головной организации филиалов, представительств, территориально обособленных подразделений, часто расположенных на территории других регионов, с предоставлением им в ряде случаев финансовой самостоятельности (с выделением на самостоятельный баланс). 13
Таким образом, внутренний аудит - это организованная в рамках экономического субъекта в интересах органов его управления и регламентированная его внутренними документами деятельность специально созданного структурного подразделения по проверке и оценке работы этого субъекта и представлению руководству соответствующей информации.
Главным же отличием внешнего аудита от внутреннего является постановка перед ними разных целей, ориентированных у первого на собственников и защиту их интересов, а у второго - на руководство организации, состоящее в ряде случаев из наемных менеджеров. 22
И, наконец, последнее. Руководители субъектов малого предпринимательства, где бухгалтерский учет ведется ограниченным числом работников и нередко допускается совмещение обязанностей лица, ведущего бухгалтерский учет, с материальной ответственностью за денежные и материальные ценности, пытаются переложить всю ответственность за осуществление внутрихозяйственного контроля на главного бухгалтера.
При этом они не отдают себе отчета в том, что главный бухгалтер, являясь наемным работником, а следовательно, лицом, подчиненным и ответственным за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, не в состоянии осуществлять должный и при этом еще и незаинтересованный, объективный финансовый контроль. 11
В то же время в ст.7 Закона N 129-ФЗ указано, что главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. 19
В случае же нарушения законодательства руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, согласно ст.18 Закона N 129-ФЗ привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Объектом изучения является ООО «САНТЭРИ».
Основной вид деятельности ООО «Сантэри» - оптовая торговля лечебными косметическими товарами.
ООО «Сантэри» в 2004 году получила право на эксклюзивную дистрибуцию следующих марок:
Nature L J.F. Lazartigue (Франция) - на территории России и стран СНГ
Belmon (Израиль), включающий в себя 3 марки Mineral Care, Mineral Care Spa, Mineral Care Time Control.
Компания считает направление Premium Mass Market очень переспективным в России. На данный момент ООО «Сантэри» работает с 240 торговыми точками в России и планирует как увеличение количества торговых точек, так и расширение ассортимента.
Цель данной дипломной работы – исследование системы организации внутреннего контроля, методы ее оценки сущности страхования.
При написании данной работы использовались Гражданский кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие систему организации внутреннего контроля, учебные пособия по бухгалтерскому учету, аудиту, а также статьи периодических изданий.