Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Моторное развитие детей с задержкой психического развития и его особенности
ВВЕДЕНИЕ
Как показывает практика, дети 6-11 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.
Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка.
Особое значение эта проблема имеет для детей с задержкой психического развития (ЗПР) .
Им изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия . В клинике ЗПР проявляется в снижении критики, неадекватности поведения, психомоторной расторможенности, снижении работоспособности, незрелости моторики, нарушении регуляции движений, недостаточной координации и четкости непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, быстрой утомляемости . Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных мероприятиях, направленных на коррекцию их психомоторной сферы. Однако учебная программа по физической культуре в общеобразовательной школе в основе своей направлена на обучение, а не на коррекцию имеющихся недостатков.
В связи с тем, что детей с ЗПР характеризует недоразвитие тонкой и общей моторики, необходимо включить в систему коррекционных мероприятий физическое воспитание детей данной категории, способствующее преодолению вторичных отклонений в развитии и обеспечивающую положительные условия для успешной подготовки ребенка с ЗПР к общеобразовательной школе.
Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения — дело государственной важности. Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения, которые, являясь первой ступенью общей системы народного образования, призваны обеспечить охрану жизни, укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие.
В основу исследования была положена гипотеза о наличии особенностей моторного развития дошкольников с ЗПР. Предполагалось, что комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит скоррегировать отклонения в их физическом развитии и составит существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника с ЗПР.
Научным ориентиром экспериментальной работы стали теоретические положения о взаимосвязи физического и психического в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сензитивных периодов, а также о деятельностном подходе в развитии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
Важным моментом в теоретическом обосновании работы стало утверждение о том, что онтогенез моторики представляет собой последовательность качественно своеобразных фаз и стадий, обусловленных типом общения ребенка и вытекающими отсюда задачами деятельности. Внутреннее же содержание онтогенеза моторики составляет развитие афферентации и смена определяемых ею уровней построения движения с постепенным переходом от низших ко все более высоким уровням. Основным звеном в физическом развитии дошкольников является формирование двигательных навыков (Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.).
Для решения поставленных задач использовались различные методы:
теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ медицинской и педагогической документации; психолого-педагогическое, моторное обследование и наблюдение за детьми; психолого-педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Учитывая важность преодоления психомоторного инфантилизма у детей с ЗПР для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки их к обучению в школе, а также лишь косвенную изученность проблемы физического воспитания детей этой категории, мы считаем изучение данной проблемы особо значимой.
Цель нашего эмпирического исследования – изучение особенностей моторного развития у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также сравнительный анализ особенностей моторного развития детей с ЗПР и здоровых детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме курсовой работы. Теоретическое изучение проблемы задержки психического развития и проблемы моторного развития по материалам научной литературы.
2. Подборка эмпирических методик для диагностики особенностей моторного развития у младших школьников. Необходимо подобрать такие методики, которые можно использовать как для детей с ЗПР, так и здоровых детей.
3. Проведение эмпирического исследования особенностей моторного развития детей с ЗПР и здоровых детей.
4. Качественный и количественный анализ полученных результатов.
5. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по развитию общей и тонкой моторики у детей с ЗПР
Гипотеза – предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень моторного развития у детей младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.
Предмет исследования – моторное развитие
Объект исследования –школьники 11 лет.
Испытуемые. В эксперименте участвовали младшие школьники 11 лет – 30 человек. Основную группу составили учащиеся специального класса для детей с ЗПР – 15 учеников. Для сравнения к исследованиям привлекались нормально развивающиеся дети, успешно справляющиеся со школьной программой – 15 детей.
Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложения.
Работа выполнена на 71 листе.