Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Мифы и реальность жизни и творчесвта Марии Каллас.
1. Введение
Яркая личность, внесшая заметный вклад в науку, политику, искусство, оказавшая влияние на определенную сферу исторической, общественной или культурной жизни, неизменно привлекает к себе особое внимание. Жизнь такого человека всегда оказывается на виду, становится общественным достоянием. особенно ярко это происходит в области искусства. Причина этому кроется в природе самого искусства: художественный образ, рожденный писателем, композитором, актером или исполнителем, накладывает отпечаток на образ самого автора. В сознании читателя или слушателя художник и его произведения связываются воедино, что часто становится основой для рождения особого образного восприятия личности – мифа. Глубинной основой подобной мифологии является «коллективное бессознательное» (Юнг), в котором запечатлены архетипы, проявляющиеся в сознании человека в виде схем восприятия реальности. У художника доминирующие архетипы задают направление творчества, воплощаются в произведениях и образах и таким способом влияют и на само восприятие не только произведения. но и личности автора.
В современной культуре область мифологии чрезвычайно расширена. Это объясняется не только свойствами нашего времени, но и соотношением культур: элитарной и массовой. Элитарная культура направлена на достижение духовного и эстетического наслаждения. т.е. удовлетворение высших потребностей. Художник в ней задает нравственные и духовные ориентиры, создает образы, соответствующие общечеловеческим ценностям. Высокий уровень этого вида культуры делает ее труднодоступной для обычного человека: чтобы понять такое произведение, проникнуть в авторский замысел, нужна не только соответствующая духовная организация, но и умение воспринимать этот вид искусства, определенная «квалификация» читателя или слушателя.
Массовая культура строится на иных позициях – преобладание низменного над высоким, потакание и открытая эксплуатация эгоистических и конформистских устремление, нивелировка, усреднение массы. Оценка художника основывается на популярности, коммерческом успехе его произведений.
XX век породил вместе с массовым обществом и массовую культуру, в которой исключительная по таланту, способностям, целям и уровню развития личность не может существовать: она всегда будет противопоставлена такому обществу. Низведение Личности до уровня толпы достигается прежде всего мифотворчеством, т.е . созданием образа, доступного для восприятия, объясняющего все непонятное, тревожное и необычное в человеке обыденными, сниженными, привычными причинами. И история культуры XX века знает немало таких примеров. Одной из таких личностей является великая оперная певица Мария Каллас.
Цель нашей работы – рассмотреть, как мифы о Марии Каллас связаны с ее жизнью и творчеством, каковы были причины и механизмы их формирования, какое место в создании имиджа певицы занимает критика и пресса, что является в мифах о Каллас реальностью, что - откровенным вымыслом.
В качестве основного метода исследования нами выбран метод анализа биографических и критических материалов, опубликованных в разное время, в т.ч. и при жизни певицы.
В Основу работы положена монография Ю.Кестинга «Мария Каллас», которая является наиболее полным и фундаментальным анализом ее жизни и творчества. Также были использованы материалы, опубликованные в сборнике «Материалы о певице Марии Каллас» и популярная литература