Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Государственный строй стран древнего востока
Введение
Древний мир — эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств.
Эта ведущая тенденция исторического процесса реализовывалась в условиях многообразия конкретных путей и форм общест¬венного развития географически полностью или частично разоб¬щенных народностей. Неоднозначность природно-климатических условий во многом определяла дифференцированность этого про¬цесса. Не каждая страна проходила все его стадии, они протекали в государствах не одновременно и не одинаково. Древние страны окружал обширный мир племен, да и сами государства, общества, их обусловившие, были неоднозначны.
Поэтому история государства и права Древнего мира условно, в интересах изучения, делится на историю государства и права Древнего Востока и историю государства и права Античного мира.
Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и вос¬точной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в со¬ответствующий исторический период.
Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие ми¬ровой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих ду¬ховных и материальных ценностей, которые впоследствии были вос¬приняты и^ творчески развиты, став достоянием всего человечества.
Важнейшим аспектом изучения истории этих государств является проблема взаимодействия природы и общества в условиях относи¬тельно низкого уровня развития производительных сил и соответст венно высокой степени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно-следственных связей, обусло¬вивших возникновение государства и права. Поэтому особое внима¬ние уделяется ряду областей Древнего Востока, прежде всего доли¬нам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, оказавшимся осо¬бенно благоприятными для обитания человека. Здесь раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое, основанное на ирри¬гационной системе земледелие с относительно устойчивыми урожая¬ми. Появление во многом в связи с этим прибавочного продукта и присвоение значительной его части родоплеменной знатью стиму¬лировало наиболее раннее в истории разложение первобытно-об¬щинного строя, зарождение классового общества и государства.
При этом выявились важные тенденции общественного и госу¬дарственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего, длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и по¬тому замкнутой в себе экономически и в значительной мере поли¬тически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.
Консервация общинных структур, в свою очередь, в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриар¬хальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда ра¬бов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Уве¬личивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщиче¬ство, наем работников и т. д.), а также покоренных племен.
Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадле¬жала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала рели¬гия, обожествлявшая личность и власть главы государства.
Существовала определенная закономерность в становлении дес¬потической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных грани¬цах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пе¬режитки первобытно-общинного строя. Эти небольшие по террито¬рии так называемые номовые государства возглавлялись правителя¬ми, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда-монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относитель¬но централизованные государства. Их образование в немалой степе¬ни обусловливалось необходимостью поддержания в должном поряд¬ке единой для большей части речной долины ирригационной систе¬мы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сель¬ских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противо¬действия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.
Исторически было обусловлено и развитие права стран Древ¬него Востока. Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, находившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оставалось обычным и лишь постепенно стано¬вилось писаным. Право состояло в основном из записей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной практики. Выражая чётко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначение. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока — законы Хам-мурапи (Вавилон) и законы Ману (Древняя Индия) — подтвер¬ждают как первое, так и второе. При этом законы Ману особенно отчетливо фиксируют один из первых в истории юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и рели¬гии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как наруше¬ние морально-религиозных предписаний.