Содержание:
Введение 3
1. Соотношение философии права и философии справедливости 5
2.Категория справедливости в современной буржуазной философии права 19
Заключение 28
Список используемых источников и литературы 30
Список используемых источников и литературы
1. Алексеев С.С. Теория права. М. - 2005. – 453с.
2. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М. - 1999. – 680с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов – М.: Юриспруденция. - 2003. – 546с.
4. Гринберг, Л. Г. Категория справедливости в современной буржуазной философии права /Л. Г. Гринберг.//Правоведение. -1968. - № 2. - С. 33 - 42
5. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. – М. - 1988. – 675с.
6. Денисов А.И. Сущность права и справедливости. - М. - 1999. – 542с.
7. Кант И. Соч. в 6-ти тт. М., 1963-1966.
8. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. - М.:Мастерство: Высшая школа. - 2000. – 545с.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права . - М. - 2005. – 579с.
10. Мишин А.А, Барбашев. Государственное право. - М. – 2002. – 580с.
11. Радбрух Густав. Введение в науку права. М., 1915.
12. Роулс Д. Теория справедливости (фрагмент книги) // Этическая мысль. М., 1990.
13. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб. - 2005. – 543с.
14. П. Г. Зыков. Антидемократизм американской социологии права. «Вопросы философии», 1966, № 4, стр. 139.
15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М. - 2002. – 325с.
16. Теория права и государства // Под редакцией Венгерова А.Б. - М. -2003. – 420с.
17. Халфина Р.О. Общее учение о формах государства. - М. - 1974. – 214с.
18. Хёффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства М., 1994.
19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М. - 1999. – 564с.
20. Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. – М. – 1990. – 342с.
21. Яковлев Л.С. Правовое государство. - М. - 2001. – 115с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Категория справедливости в философии права
Введение
Справедливость как феномен существует в человеческом обществе всегда с возникновением первобытного общества. Как термин "справедливость" употребляется в античной Греции в период родового общества. В поэме Гомера "Илиада" термин справедливость употребляется как синоним должного в нравственном смысле. Во всех древних письменных источниках понятие "справедливость" употребляется как критерий должного во взаимоотношениях между людьми внутри рода и племени или в отношениях между племенами в духе примитивной уравнительности.
В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившейся в социальном порядке.
В понятиях "справедливое" и "несправедливое" оценивалось всякое социальное явление, имеющее отношение к поведению людей, закону, суду, судебному решению, законодательным актам, деятельности государственных органов, юристов, политических деятелей и т.п.
Начиная с философии Древнего Востока и до наших дней, феномен справедливости разрабатывается в социальной теории как синоним объективности, эквивалентности, беспристрастности, меры.
Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания.
В современных социально-исторических условиях России, когда в массовом сознании происходит процесс переоценки ценностей, отчуждение к праву и государству и смыслом жизни для многих становится власть, деньги, успешная карьера любым путем, в том числе и правонарушением, актуальность научной разработки проблемы справедливости необычайно возрастает.
Теория справедливости носит междисциплинарный характер и органически входит в основополагающие начала нескольких научных дисциплин: философии, теории и истории права и государства, социологии, политологии, философии морали, экономической теории. Она является междисциплинарной наукой.
Во все времена и у всех народов считалось, что право должно быть справедливым. При этом либо оно рассматривалось как воплощение справедливости, либо выдвигалась цель привести его в соответствие со справедливостью. Из этого можно заключить, что справедливость — одна из ценностей права, причем наиболее долговечных и существенных. Многие ценности права преходящи. Таковы равенство, национальный интерес, классовый интерес, прогресс, верность сложившимся обычаям, права личности. Все они появляются на определенном историческом этапе. Было время, когда они вовсе не признавались и не могли признаваться из-за отсутствия наций, классового сознания, индивидуализма и т.п. Справедливость принадлежит к числу вечных ценностей или основных принципов права. Помимо справедливости к ним можно отнести лишь общее благо и соблюдение законов (в широком смысле слова). Больше того, справедливость — не только вечная, но и высшая ценность в праве. Все остальные соизмеряются с ней и действительны лишь при условии, что они не противоречат справедливости.