Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Выборы президента РФ.
Введение
Под избирательным процессом в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответст¬вии с федеральными законами, законами и иными нормативными пра¬вовыми актами законодательных (представительных) органов государ¬ственной власти субъектов Федерации
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следова¬тельно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательный процесс образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институ¬тов и регулирует такие общественные отношения, которые складыва¬ются, например, при выборах Президента Российской Федерации, де¬путатов законодательных (представительных) органов власти Федера¬ции и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Однако термин избирательный процесс используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан.
В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государст¬венной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательное законодательство продолжает оставаться одной из наиболее динамично развивающихся частей системы российского законодательства. При этом частая смена законов о выборах, корректировка подходов к правовому регулированию в основном не связаны с необходимостью восполнения пробелов в законодательстве. Эта задача была решена непосредственно после принятия Конституции Российской Федерации, когда в 1994-1996 гг. сформировалась достаточно разветвленная система законодательных актов о выборах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Происходившие в последнее время изменения в избирательном законодательстве в первую очередь были вызваны преимущественно политическими причинами, стремлением руководства страны усилить "вертикаль власти". Наиболее важными результатами этого курса, спроецированного на сферу выборов, явились:
- корректировка разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления (включая формирование соответствующих органов власти);
- создание дополнительных инструментов, обеспечивающих надлежащий контроль федеральных органов государственной власти за политическими процессами, затрагивающими деятельность политических партий, ход избирательных кампаний не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.
Как известно, центральное место в системе российского избирательного законодательства занимает Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 года (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав...") . В соответствии с этим законом принимаются законы субъектов Российской Федерации о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборах органов местного самоуправления. Первый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" был принят в 1994 году. Он являлся рамочным, поскольку устанавливал только основные параметры механизма реализации гражданами избирательных прав при проведении как федеральных, так и региональных выборов; на их основе законодательные органы субъектов Российской Федерации могли осуществлять детальное правовое регулирование, исходя из особенностей организации государственной власти и местного самоуправления в конкретном субъекте Федерации. Принятый в 1997 году Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и внесенные в него в 1999 году обширные изменения коренным образом изменили соотношение федерального и регионального избирательного законодательства. Федеральный закон стал постепенно утрачивать черты рамочного, и правовое регулирование вопросов формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления фактически стало все больше переводиться в сферу ответственности федерального законодателя.
Этот процесс в целом никак не предопределялся установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Дело в том, что правоотношения по формированию выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления объективно имеют двойственную природу, что никак нельзя игнорировать в законодательстве. С одной стороны, в них реализуются конституционные права граждан избирать и быть избранными, и в этом смысле они являются предметом законодательного регулирования со стороны Российской Федерации в соответствии с п."в" ст.71 Конституции Российской Федерации. С другой стороны, способ формирования данных органов и применяемые для этого процедуры зависят от конкретной системы организации государственной власти и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации. Именно в этой особенности избирательных правоотношений и коренятся прерогативы субъектов Федерации по их самостоятельному регулированию.
Права избирать и быть избранными, закрепленные в ст.32 Конституции Российской Федерации, могут реализовываться по-разному, с использованием различных избирательных процедур (в зависимости от установленного типа избирательной системы, системы избирательных комиссий, особенностей территории, состава населения и прочих обстоятельств). Поэтому само по себе применение субъектами Федерации различных подходов в регулировании тех или иных избирательных процедур не означает какого-либо умаления степени защиты конституционных прав граждан избирать и быть избранными.
Возможность формирования многообразных моделей реализации названных прав на уровне субъектов Российской Федерации вытекает из установленных в п."н" ч.2 ст.72, а также в ч.1 ст.77 Конституции Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления, а также закрепленного в ч.1 ст.131 Конституции права населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Избирательные правоотношения - это всегда в то же время и правоотношения по поводу организации публичной власти . Однако эта сторона данных правоотношений все чаще предается забвению в связи с постоянным увеличением объема федерального регулирования избирательных прав граждан. Между тем в сферу федерального регулирования избирательных прав граждан все чаще стали включаться отношения по поводу избирательных процедур, прямо не связанных с защитой конституционных прав избирать и быть избранными (активного и пассивного избирательного права). Это прежде всего нашло отражение в определении в федеральном законодательстве понятия "избирательные права граждан".
Законодательство о выборах Президента Российской Федерации базируется на конституционных установлениях . Принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации существенно изменила правовые основы выборов Президента, закреплявшиеся в прежней Конституции РСФСР и в Законе "О выборах Президента РСФСР" от 24 апреля 1991 г. Согласно статье 1 этого Закона Президентом РСФСР мог быть избран гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладавший в соответствии с данным законом избирательным правом. Теперь по Конституции Президентом Российской Федерации может стать гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Президент Российской Федерации избирался сроком на пять лет. Теперь - на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы Президента РСФСР назначались Съездом народных депутатов РСФСР. Теперь - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 апреля 1995 г., также внес ряд изменений в процедуру выборов главы государства по сравнению с законом от 24 апреля 1991 г.
В статье 2 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" установлено: "Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы".
В этом законе перечислены правовые, организационные и иные средства обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан. Кроме того, хотя закон об основных гарантиях является более общим, рамочным для всех выборов, проводимых в Российской Федерации, это обстоятельство не лишает его прямого действия на выборах Президента Российской Федерации. Соотношение данного закона и других федеральных избирательных законов установлено в статье 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", согласно которой избирательные права граждан Российской Федерации и их гарантии, установленные упомянутым Федеральным законом, не могут быть изменены иначе как путем принятия федерального закона. То есть специальные нормы Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" могут изменять содержание норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", отменяя их либо корректируя их содержание. В случае, если Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" не регулирует определенных сторон избирательного процесса, либо содержание этого регулирования не является достаточно определенным, должны применяться нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Именно в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (статья 28) принимались некоторые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в период подготовки выборов Президента Российской Федерации.
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" предоставил право выдвижения кандидата на должность Президента непосредственно избирателям и избирательным объединениям, т.е. общероссийским общественным объединениям, созданным в порядке, установленном федеральными законами, уставы которых предусматривают участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Выдвигать кандидатов имеют также право избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов Президента Российской Федерации.
Эти правила в значительной степени отличаются от тех, которые были установлены законом 1991 г. Тогда кандидаты в Президенты могли быть выдвинуты республиканскими (РСФСР) политическими партиями, профессиональными союзами и массовыми общественно-политическими движениями. Также имели право непосредственного выдвижения кандидатов трудовые коллективы, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям при условии поддержки выдвигаемой кандидатуры не менее чем ста тысячами граждан РСФСР, обладающих избирательным правом. В бюллетень для голосования были включены кандидаты, поддержанные ста тысячами граждан (что реализовывалось путем сбора их подписей), а также кандидаты, получившие поддержку не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР.
На выборах 1996 г. Президента Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о выборах Президента избирательные объединения и избиратели выдвигали кандидатов на должность Президента по урегулированной по-иному, более четкой и строгой процедуре. Избирательные объединения выдвигали кандидатов на съездах (конференциях), т.е. на самых широких своих форумах, и тайным голосованием. Граждане, реализовывавшие свое право непосредственного выдвижения кандидата, создавали инициативные группы избирателей в количестве не менее 100 человек, которые затем регистрировались в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
10 января 2003 г. была принята новая редакция Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" N 19-ФЗ. На нормативно-правовой базе, созданной данным Законом, должны пройти выборы Президента в 2004 г.
Разработанный закон состоит из 12 глав, включающих в себя 88 статей. Важно отметить, что им не предусматривается изменение ныне действующей мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства, в соответствии с которой проводились выборы Президента Российской Федерации в 1991, 1996 и в 2000 г. Закон содержит ряд новаций, обусловленных требованиями федеральных законов "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В нем определяется, что выдвижение кандидата на должность Президента может производиться политической партией, избирательным блоком. Уточнен порядок самовыдвижения кандидата. В этом случае ему требуется поддержка инициативной группы избирателей в количестве не менее 500 человек (против 100 человек в прошлой редакции закона).
Законодателем была проделана большая работа в области обеспечения прав граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в их деятельности. Особую актуальность ей придавало то обстоятельство, что именно названные права оказались наименее удовлетворительно изложены в Основном Законе. Так, невключение в текст новой Конституции в отличие от Конституции 1977 г. и ее последующих модификаций главы об избирательной системе и взаимосвязанных вопросах избирательной политики послужило дополнительным стимулом для развития отраслевых начал в избирательном законодательстве. Конституция в основном ограничилась закреплением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме, но в то же время в специальной статье 32, посвященной этим правам, не содержит указания на принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Целью дипломной работы является всесторонний анализ, рассмотрение порядка ивыборов Президента в Российской Федерации.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
- Рассмотреть законодательство о выборах Президента Российской Федерации.
- Определить основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации.
- Рассмотреть избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации и право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации.
- Рассмотреть систему и статус избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, а также организацию деятельности избирательных комиссий.
-Определить правовой статус иностранных (международных) наблюдателей.
-Рассмотреть информационное и финансовое обеспечение выборов Президента Российской Федерации.
-Рассмотреть порядок проведения голосования Президента РФ, а также установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией.
- Представить порядок вступления в должность Президента Российской Федерации
- Рассмотреть порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушения законодательства о выборах Президента Российской Федерации