Содержание:
Проблема смысла жизни человека в современной философии 2
Список литературы 12
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. В кн.: Мыслители Оте-чества. – М.: Алитея, 2000.
2. Введение в философию, М., 1989. - Ч.2. - С.247-258.
3. Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни: Антология/ сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Про-гресс-Культура, 1994. – с. 105.
4. Камю А. Счастливая смерть: Роман; Посторонний: Повесть; Чума: Роман; Падение: Повесть; Калигула: Пьеса; Миф о Сизифе: Эссе; Нобелевская речь. – М.: Фабр, 1993. – с. 471.
5. Кант И. Избранные труды. – М.: Философская книга, 1978Сартр Ж.П. Бытие и ничто. – М.: Философская книга, 1998.
6. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М.: Алитейя, 2001.
7. Трубецкой Е. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология/ сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. – с. 246.
8. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Алитея, 1998.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблема смысла жизни человека в современной философии
Проблема смысла жизни существует, существует она и в современной философии, но парадоксальным образом.
С одной стороны, безусловно признается, что эта проблема есть, важна, декларируется, что для большинства людей она вообще осознается как главная, центральная, а порой даже единственная проблема. Центральной проблемой она остается и в философии. Приверженцы философии гедонизма и эвдемониз-ма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - дос-тижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники праг-матизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достиже-ния.
В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свобод-ная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального до-бра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей ока-зывается источником радости и свободы.
Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматри-вается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развити-ем и имеет конкретное историческое реальное содержание.
Поэтому, категорию "смысл жизни" можно определить как регулятив-ное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.
Кроме того, XX век продемонстрировал сильную традицию экзистенциальной философии, ориентированной как раз на проблемность «живого переживания жизни».
Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговремен-ную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую об-щественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной дея-тельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целя-ми и интересами общества и свободным выбором личности.