Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Налоговые проверки
1. Налоговые проверки, их виды, порядок проведения и оформления
Объем мобилизуемых средств в виде налогов и других обя¬зательных платежей в федеральный и местные бюджеты во многом за¬висит от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других нормативных актов. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприя¬тия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно ква¬лифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На та¬ких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет нало¬гов и других, приравненных к ним, платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также в связи с несвоевременным доведени¬ем до налогоплательщиков изменений законодательства. В этих услови¬ях особую значимость приобретают вопросы совершенствования конт¬роля на всех уровнях за соблюдением налогового законодательства, пра¬вильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.
В качестве первичных контролеров должны выступать прежде все¬го работники бухгалтерских служб предприятий. Их контроль сводит¬ся к обеспечению достоверности учета объемов произведенной и реализованной продукции (работ и услуг), себестоимости, прибыли, сто¬имости имущества и других налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также качествен¬ному составлению бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов (дек¬лараций). Осуществление такого контроля обусловлено тем, что каж¬дое предприятие, с одной стороны, должно быть законопослушным, как это принято в цивилизованном мире, с другой стороны, тем, что законодательством предусматриваются серьезные меры ответственно¬сти за сокрытие налогооблагаемых объектов.
Нередко предприятия при составлении бухгалтерских отчетов и на¬логовых расчетов пользуются услугами опытных бухгалтеров других предприятий или аудиторских фирм. По существу это тоже является первичным контролем. В мировой практике широко распространен последующий аудитор¬ский контроль. Он в определенной степени способствует повышению уровня постановки бухгалтерского учета на предприятиях, устранению недостатков в исчислении налогов и пополнению доходной базы бюд¬жетов. В нашей стране обязательные аудиторские проверки предусмот¬рены для предприятий, в деятельности которых участвуют иностран¬ные инвесторы, для банков и других кредитных учреждений, страхо¬вых организаций, товарных и фондовых бирж, инвестиционных институтов, акционерных обществ открытого типа и т. д.
Аудиторская фирма должна иметь специальное разрешение (лицен¬зию) на право осуществления своей деятельности. Проверки произво¬дятся за плату на основе заключенных с предприятием контрактов. Фирма несет ответственность перед предприятиями, в которых прово¬дила проверку. Она может потерять свой имидж, нести моральные и материальные издержки в случаях, когда после ее проверки налоговый орган установит нарушения в отчетности и предъявит предприятию финансовые санкции, а его руководителей привлечет к административ¬ному штрафу. Во всех случаях ответственность за правильность исчис¬ления, полноту и своевременность уплаты налогов и других обязатель¬ных платежей возложена на предприятия. Независимо от результатов аудиторских проверок последующий контроль осуществляет государ¬ство в лице налоговых органов.
Налоговые органы контролируют достоверность отчетности и со¬блюдение налогового законодательства в два этапа: на стадии приемки от предприятий бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов — каме¬ральная проверка и путем проверки первичных бухгалтерских докумен¬тов непосредственно на предприятии — выездная налоговая проверка. Камеральная проверка сводится к следующему. Каждое предприя¬тие обязано к установленному сроку представить налоговому органу бухгалтерский отчет и налоговые расчеты по всем видам налогов. Налоговый инспектор проверяет, все ли необходимые приложения к бухгалтерскому отчету, а также налоговые расчеты представлены. Затем он проверяет правильность заполнения этих документов, увяз¬ку данных, указанных во всех формах отчетности, в том числе налоговых расчетах, с показателями бухгалтерского отчета, выясняет при¬чины отклонений между ними, обоснованность применения предпри¬ятием налоговых льгот, ставок налогов и т.п. В соответствующих графах налоговых расчетов инспектор проставляет цифровые данные, полученные в результате камеральной проверки. Если они расходятся с данными предприятия, указанными в расчетах, определяется разни¬ца к дополнительной уплате налога или к уменьшению суммы, исчис¬ленной предприятием.
На основе камеральной проверки инспектор производит запись на налоговых расчетах о сумме налога, подлежащей отражению работни¬ком по учету в лицевых счетах предприятия, открытых по каждому виду налогов.
Камеральная проверка бухгалтерских отчетов и налоговых расче¬тов позволяет дополнительно начислить платежи в бюджет. Однако их удельный вес относительно невысок. Большой эффект такая проверка дает в налоговых органах с высокой степенью компьютеризации. Она способствует проведению детального анализа отчетности, выявлению ошибок, неясных вопросов, требующих уточнения непосредственно на предприятии по первичным документам.
Наряду с положительными факторами в организации камеральных проверок имеется ряд проблемных вопросов. В частности, проверка весьма трудоемка, особенно в крупных городах, в которых каждому работнику налоговых органов приходится ежеквартально проверять бухгалтерские отчеты и налоговые расчеты значительного числа пред¬приятий. Большие затраты времени на проведение камеральных прове¬рок не позволяют увеличить число выездных налоговых проверок.
Решение этих вопросов может быть достигнуто путем отмены пред¬ставления предприятиями квартальных бухгалтерских отчетов и пере¬хода только на годовые отчеты. Такой порядок существует во многих странах. При этом для равномерного пополнения бюджета предприя¬тия в течение года уплачивают авансовые платежи, размер которых определяется по итогам работы за прошедший год. Окончательный расчет с бюджетом производится на основе годового бухгалтерского отчета (декларации). Налоговые органы этих стран в отличие от рос¬сийских проверяют только годовые бухгалтерские отчеты (декларации).
Возможно и другое решение. Предприятия по-прежнему представ¬ляют в налоговые органы квартальные бухгалтерские отчеты. Их каме¬ральная проверка не производится, проверяется только годовой отчет. При необходимости проверяются квартальные отчеты текущего года, особенно крупных плательщиков, в том числе и при выездной налого¬вой проверке.
К элементам камеральной проверки может быть отнесен контроль за своевременностью представления предприятиями в налоговые орга¬ны бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, а также за своевре¬менностью уплаты текущих платежей. За нарушения установленных сроков предприятиям предъявляются финансовые санкции.
Выездная налоговая проверка — наиболее эффективный метод конт¬роля. Удельный вес дополнительно начисленных в ходе таких прове¬рок сумм налогов и финансовых санкций составляет около 70% сумм, доначисленных в результате всей контрольной работы налоговых органов. Их эффективность характеризуется не только доначисленными суммами по отчетности прошлых периодов, но и более правильным исчислением и уплатой платежей в дальнейшем на основе устранения ошибок в ведении бухгалтерского учета.
Выездные налоговые проверки, как правило, проводятся по заранее составленному плану работы налоговой инспекции или графику, в ко¬торые включаются конкретные предприятия и вопросы, подлежащие проверке. Предприятия для проверки выбираются по материалам ка¬меральных проверок, сведениям о нарушениях, имеющимся в налого¬вых органах, органах налоговой полиции, в том числе выявленным в ходе проверок других предприятий, и т.п. В планы (графики) включа¬ются также наиболее крупные предприятия, занимающие значительный удельный вес в объеме поступлений налогов в бюджет. Проведение выездных налоговых проверок предусматривается и в отдельных груп¬пах предприятий, по которым существенно изменился объем поступле¬ний налогов в связи с изменениями налогового законодательства и по другим причинам.