Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме «Пуритане во время Английской буржуазной революции»
Введение
Реформация побудила людей радикально пересмотреть представления о Церкви, о государстве и об отношениях между ними. Эти события представляли собой нечто большее, чем очередную главу в истории борьбы между духовными и мирскими силами. Изменилась политическая ситуация, так как государство эпохи Возрождения разрушило основы феодальной системы. Светское государство, де-факто свободное от церковного контроля, создало условия для развития культуры Возрождения и возникновения независимых церквей. Средневековая церковь не могла выдержать двустороннюю атаку светского государства извне и возросшей религиозной напряженности изнутри. С появлением кальвинизма протестантское благочестие приобрело более воинственный характер и породило религиозную идеологию, послужившую основой для национальных движений в Европе.
Утверждая реформы, основанные на понимании церкви как общины верующих, а не института с жесткой иерархической властью, религиозные реформаторы подчеркивали важную роль каждого отдельного человека и оспаривали притязания церковной иерархии на светскую власть.
В соответствии с повелением «отдать кесарю кесарево, а Божие Богу», реформаторы настаивали на полном разделении между светской и духовной властями. Европейские страны оказались увлечены всеобщей тенденцией к политическому сплочению по территориальному или национальному признаку. После религиозных войн люди ощутили потребность в централизации власти и сильном государстве.
Важной культурной традицией англичан во все века было критическое отношение к церкви как к институту и постоянные поиски наилучшего устройства духовной жизни. После Реформации этот процесс усилился, но был временно заторможен попытками реставрации католицизма при Марии Тюдор, которые, однако, привели к скрытому исповеданию протестантизма и формированию множества толкований протестантской религии, ставших впоследствии основой для возникновения целого ряда религиозных течений. Общим для всех протестантов стала духовная исключительность, которая привела в области общественных отношений среди протестантов к идее добропорядочного партнерства. Гонимые противопоставляли силе государственной машины свою волю и этику. Идея добропорядочного партнерства проистекала из представлений лоллардов о всеобщем братстве, которое стало в условиях религиозных преследований субстанцией протестантизма. Религиозная нетерпимость католицизма породила и упрочила самоуправление конгрегационных общин.
Традиционно считается, что популярность протестантизма была связана с поисками людьми дешевой церкви.
Англиканская церковь, сохранив почти все от католицизма и сменив только Папу на английского короля и латинский язык богослужений на английский, вызывала массовую ненависть пуритан - английских кальвинистов, считавших, что успех человека на поприще избранной им деятельности будет свидетельствовать об его избранности Богом. Пуританство было движением «за реформу Реформации». Впервые этот термин был упомянут в 1564 году по отношению к тем протестантам, которые, пребывая в лоне англиканской церкви, стремились очистить англиканское служение от всех остатков папизма и «римских предрассудков».
Пуритане считали вредным существование духовенства, противопоставлявшего себя остальным верующим. Пуритан с самого начала выделяло бескомпромиссное неприятие злоупотреблений духовенства, которые англикане считали достойными сожаления. Взрывоопасный потенциал пуританства, представлявшего для англиканской церкви большую угрозу, чем католицизм, проявился во время гражданской войны ХVII века.
Английская революция 1640-1660 гг. была одним из важнейших событий европейской истории, споры о характере которой никогда не прекращались в историографии.
Либеральная историография, сложившаяся в ХIХ веке (Ф. Гизо, Т. Маколей) считала революцию закономерным событием, и объясняла ее возникновение политическими противоречиями между английским парламентом и королевской властью, возлагая ответственность за их обострение на династию Стюартов. Революция, следовательно, была справедливым возмездием, борьбой парламента и народа за восстановление попранных прав, а в ретроспективном плане - шагом на пути к установлению в стране конституционно-демократических порядков. С. Гардинер полагал, что коренное значение имели религиозные противоречия, и выдвинул конценпцию английской революции как «пуританской». Либерально-вигская трактовка революции преобладала в зарубежной историографии вплоть до 60-х - 70-х гг. ХХ века.
Марксистская историография, не отрицая политических противоречий между короной и парламентом, считала их вторичными, а первостепенное значение придавала экономическим причинам. С точки зрения историков-марксистов, революция была вызвана долговременными предпосылками, тем, что господствующие феодальные формы общественного устройства стали к началу ХVII века тормозом для его развития нарождающегося капитализма. Следовательно, революция была буржуазной. Противодействие королевской власти и парламента отражало борьбу между отсталым феодальным дворянством и буржуазией, выступившей в союзе с новым (обуржуазившемся) дворянством. Такой подход нашел многих последователей в историографии ХХ в. Ряд известных британских историков (Р.Г. Тоуни, К. Хилл и др.) занимали близкие к марксистским, позиции. Безусловно, что такой подход господствовал в отечественной историографии советского периода и нашел выражение в трудах таких известных специалистов, как Е.А. Косминский, В.М. Лавровский, М.А.Барг, Г.Р. Левин, Т.А. Павлова.
Новая интерпретация истории английской революции сложилась в 60-80-х гг. ХХ в. Представители т.н. «ревизионистского» направления полагают, что предпосылки революции не носили сколько-нибудь долговременного характера. Они не усматривают в политике первых королей из династии Стюартов тенденции к сознательному насаждению абсолютизма в Англии, хотя и отмечают их ошибки и недостатки. Причиной обострения политической ситуации в стране они считают стремление короны утвердить некое однообразие в управлении тремя частями государства: Англией, Шотландией и Ирландией, различия между которыми она в большой мере игнорировала.
В новейшей историографии отвергается идея о случайном характере революции, вытекавшем из сиюминутных позиций и разногласий. Ряд историков подчеркивает виновность Карла I и его окружения, политика которого способствала возникновению конфликта, что особенно проявилось с попыткой введения единого молитвенника в Шотландии. Отвергая ревизионисткий подход как таковой, историки этого направления признают его заслугу в «сокрушении» марксистской интерпретации революции, сочетают некоторые идеи традиционной либеральной историографии с отдельными положениями, обоснованными историками-ревизионистами.
Настоящая дипломная работа посвящена роли пуритан в Английской буржуазной революции ХVII века.
Целью работы является раскрытие роли и значения идеологии, морали и политики пуританского движения в формировании предпосылок и развитии английской буржуазной революции.
Цель дипломной работы обусловила постановку следующих задач исследования:
1. Рассмотреть идейно-политические и социально-экономические причины возникновения протестантизма и его роль в развитии предпосылок английской буржуазной революции;
2. Раскрыть основные положения религиозно-политической идеологии пуританизма;
3. Провести сравнительный анализ религиозно-политических взглядов пуритан и англиканской церкви в процессе формирования и развития революционной ситуации в Англии на рубеже ХVI-ХVII веков;
4. Показать трансформацию социально-политических установок пуритан и ее влияние на развитие внутриполитической ситуации в Англии;
5. Определить роль идеологии и практики пуританского движения в английской буржуазной революции.
Для решения поставленных задач использовался теоретический метод: анализ научно-монографической, справочной литературы по теме исследования.
Предметом работы является система религиозно-политических, социальных и этических взглядов, установок и концепций пуританского движения в период кризиса английского абсолютизма на рубеже ХVI-ХVII веков.
Объект исследования – социально-политическая и социально-экономическая ситуация в Англии второй половины ХVI - первой половины ХVII века.
Практическая целесообразность исследования заключается в сборе, систематизации и анализе данных, позволяющих оценить роль и значение пуританизма как религиозно-политического фактора, в значимой степени обусловившего характер, направленность и специфические черты английской буржуазной революции ХVII века.
В процессе подготовки и написания работы автором использовалась научно-монографическая литература по истории европейской реформации (Л.А. Асланов, М. Вебер, А.А. Евдокимова, М.М. Смирин), английского абсолютизма (работы М.А.Барга, Р.Ю. Виппера, Я.А. Левицкого, Дж. М. Тревельяна, В.В. Штокмара и др.),
При рассмотрении проблем генезиса и развития пуританского движения автор привлекал материалы исследований А.А. Дорской, А.В. Исаенко, В.В. Штокмара.
Религиозные установки пуритан анализировались на основе материалов исследований ученых реформатского богословия – А. МакГрата, Дж. И. Паркера, Л.В. Спица, Ф. фон Бецольда.
Проблемы разложения традиционных и становления новых хозяйственных форм в Англии, специфики развития английского общества и абсолютизма на рубеже ХVI - ХVII столетий исследовались с привлечением материалов, изложенных в 3 и 4 томах научно-монографического издания «История Европы» под редакцией А.О.Чубарьяна.