Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Работа с супружескими конфликтами
Введение
Среди общечеловеческих ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в жизни это не всеми осознается в достаточной степени. Только разрушив этот оплот относительного благополучия, мы начинаем задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему нам не удалось сберечь то, что мы вряд ли сможем воссоздать в том же виде вновь. Хотя каждый взрослый человек более или менее сознает, что его семейное счастье - в его руках, очень немногие при этом задумываются о детях. И последствия подобного отношения незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.
Актуальность данного вопроса очевидна: все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствует срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состояниям». Говорить о причинах семейного неблагополучия не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Как свидетельствуют исследования на семейную конфликтность влияют личностные особенности супругов: более конфликтные являются мягкие, утонченные, «женственные» мужчины, менее- женщины с богатым воображением, творческим складом ума, не делающие акцента на повседневных делах.
В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Более того, в семье возникает атмосфера недоверия, супруги начинают обвинять друг друга в неискренности, замкнутости, скрытности, а иногда и враждебности. Все это затрудняет процесс гармонизации семейных отношений, решение повседневных дел и отрицательно сказывается на принятии ответственных решений.
Характерной особенностью конфликтных семей является также нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжным, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться. Американский психолог Дж. Готтман, изучавший процесс семейного общения, выявил интересные закономерности. Прежде всего, бросается в глаза излишняя «ритуализованность», скованность общения в семьях с неразрешенными конфликтами. Члены ее как бы бояться сказать свое слово, выразить свои переживания, чувства, не вовремя нарушить заведенный порядок общения и тем самым вызвать негодование близкого человека, еще более разжечь тлеющий конфликт. Конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров, очевидно опасаясь, чтобы ненароком не вспыхнула ссора. В таких семьях практически не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И, наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог.
Объект нашей работы: конфликтные ситуации супружеских пар, проживших в браке более 1 года.
Предметом исследования стал психологический климат в изучаемых семьях.
Нами была поставлена цель: провести психотерапевтическую работу по преодолению конфликтных ситуаций в исследуемых семьях.
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
-провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам супружеских конфликтов в семье, работе по устранению конфликтных ситуаций;
-выявить механизмы возникновения супружеских конфликтов и возможные их последствия для окружающих людей и самой семьи в целом;
-подобрать методы разрешения супружеских конфликтов и опробировать их на исследуемой группе людей.
Для написания нашей работы были использованы работы отечественных и зарубежных исследователей, педагогов-психологов, таких как Шнейдер, Целуйко В.М., .Навайтис Г.А. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. и др.