Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Марина Цветаева о поэтах и поэзии
Введение
"Вся моя проза - автобиографическая" - признавалась М.И. Цветаева в автобиографии.[18,170-267]. Она писала о том, что пережила сама, о тех людях, с которыми была знакома и встречалась, и не изменяла даже их имена. Но это не мемуары, не документальная, а именно художественная литература. Как пишет исследователь ее прозаического наследия, "факты жизни, правда фактов постоянно и неукоснительно подвергаются у Цветаевой творческому переосмыслению и становятся "поэзией". Поэзия и правда - на нерушимом единстве этих двух понятий и основана художественная проза Цветаевой".
Русская поэзия - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Hо многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Hиколай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из этой великолепной плеяды мне ближе и дороже образ М.И. Цветаевой, замечательной русской поэтессы и, как мне кажется очень душевного человека.
Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь». Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины с детства и до кончины, правило воображение. Воображение, взросшее на книгах.
Марина Цветаева шла по жизни как одинокая странница с котомкой, где лежали папиросы и клеенчатая тетрадь со стихами. Ее дорога пересекалась со многими другими, резко и неожиданно. И боль разрыва с другом, с любимым человеком рождала в ее душе исполненные отчаянием строки. Цветаева была щедра на чувства, в любви она видела огонь, от которого нужно сгорать. И она пылала неугасимой страстью ко многим встречным, ошибалась, страдала.
Марина Ивановна Цветаева — выдающийся поэт-профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед. Такой замечательный поэт, как Ахматова, которая так восхищалась Цветаевой, была лишь хранительницей традиций, но не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой. "Меня хватит на 150 миллионов жизней", — говорила Цветаева.
Имя Марины Цветаевой еще при жизни сопровождала некая "скандальность", обусловленная, очевидно, ее редкой даже для лирического поэта способностью договаривать все до конца. Бродский, назвавший Цветаеву лучшим поэтом ХХ века, отмечает еще одну знаменательную сторону ее поэзии. Именно — соприсутствие в ней «центробежного вектора», как он это называет, то есть страсти к постижению метафизического смысла вещей, — с тем, что при этом она оставалась поэтом «в высшей степени посюсторонним, конкретным, точностью деталей превосходящим акмеистов... Сродно более птице, чем ангелу, ее голос всегда знал, над чем он возвышен, знал, что там внизу...» И потому, может быть, и поднимался он все выше, дабы расширить точку зрения..[16,с201-256].
Поэзию Марины Цветаевой отличают романтичность, сила страсти и обреченность любви, мотивы одиночества. Это стихи самой высокой пробы, они задевают за живое, волнуют душу, воспевают романтическую и безответную любовь.
Цветаева трепетного любила своих друзей и очень ценила другую поэтессу - Анну Ахматову. Ее имя - "Ахматова" звучало в стихах Марины как вздох печали. Судьбы двух женщин были непохожи, но одинаково покалечены попытками подавить вдохновение поэта, заключить его в рамки соцреализма. Не получилось...
М.Цветаева и А.Ахматова - две музы, две женщины, две судьбы. Их объединило несчастье, страданье и любовь к окровавленной России. Русскую поэзию нельзя представить без Ахматовой и Цветаевой.
При жизни должного признания Цветаева никогда не получала. Социалистическим идеалам она была противопоказана. Но не оказалась она своей и для русской зарубежной культуры – в ней она заняла второстепенное место. Широкое ее возрождение началось в 60-70 годы. Но известность ее имени долгое время значительно опережала известность ее творчества. Этому способствовали много численные легенды, громоздящиеся вокруг ее сложной, мучительной трагической биографии. Марина Цветаева не любила, когда ее называли поэтессой и относили к так называемой «женской поэзии». По своей мощи она была действительно поэтом, но тем не менее она была поэтом женщиной. Женская поэзия обычно воспринимается как поэзия женской слабости, но ведь и поэты-мужчины во многом – поэты мужской слабости. Цветаева же была певцом женской силы.
Марина Цветаева – это не забытый поэт, которого мы раскопали из обломков и вновь перечитываем, а поэт новоявленный, стихи ее написаны как бы только сегодня – вчера их еще не было. Ее можно назвать не поэтом первой половины ХХ века, а самым наисовременным поэтом, отвечающим самым насущным и самым донным духовным исканиям современного человека.
Таким образом, целью нашей работы стало изучение творчества М. Цветаевой. Более подробно мы остановимся на поэзии в ее творчестве и отношения с коллегами – поэтами – с Блоком, Б. Пастернаком, А. Ахматовой.