Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме «Договорная и деликтная ответственность в сфере защиты прав потребителей»
Введение
В современном цивилизованном демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение. Это подтверждается многочисленными международными актами о правах человека и соответствующим законодательством Российской Федерации. Права человека следует рассматривать в совокупности, складывающейся из множества аспектов жизнедеятельности личности. В процессе жизни, сталкиваясь с необходимостью удовлетворения своих насущных потребностей, люди чаще всего выступают в качестве потребителей каких-либо услуг, товаров, предлагаемых бесчисленным количеством производителей. В конечном счете, вся индустрия производства товаров и услуг своей итоговой целью ставит именно удовлетворение интересов потребителя.
Проблема соблюдения и защиты прав потребителей имеет международный характер, что определяется ее чрезвычайной важностью.
15 марта 1962г. в США была принята декларация, устанавливающая четыре основных права, принадлежащих потребителям: это право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию.
Позднее, 9 апреля 1985г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», добавив к вышеперечисленным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество и право на возмещение ущерба.
С тех пор эти права получили международное признание и отражение в национальном законодательстве многих государств.
Практически все эти права в том или ином виде нашли свое отражение в российском законодательстве о защите прав потребителей. Однако, следует заметить, что механизм использования вышеозначенного массива правовых норм недостаточно отработан в нашей стране, что создает ряд дополнительных трудностей в стабилизации экономического процесса в Российской Федерации.
Актуальность данной темы подтверждается множеством написанных в последние годы диссертаций, статей, научно-практических комментариев и монографий по отдельным проблемам этой отрасли законодательства.
Недостаточный уровень правовой подготовки потребителя создает возможность злоупотреблений для недобросовестных участников гражданского оборота, что не может не иметь отрицательных последствий как для становления национальной экономики, так и для развития полноценного правосознания граждан Российской Федерации.
Низкий уровень культуры обслуживания в советский период оставил заметный след в психологии людей. На современном этапе развития это проявляется в нежелании подавляющего большинства потребителей каким-либо образом отстаивать свои нарушенные права. К счастью, в последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону.
Учитывая вышеизложенное, анализ института гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей, рассмотрение отдельных проблем в этой области, обобщение научных изысканий, споров, представляется актуальным как с научной, так и с практической точки зрения.
Целью настоящего исследования выступает изучение договорной и деликтной ответственности в сфере защиты прав потребителей.
Объектом исследования является защита прав потребителей.
Предметом исследования выступает ответственность за нарушение прав потребителей.
Задачами исследования выступают:
1. Определение понятия, сущности и правовой природы гражданско-правовой ответственности.
2. Выявление условий наступления гражданско-правовой ответственности.
3. Изучение видов гражданской правовой ответственности в сфере защиты прав потребителей.
4. Исследование договорной ответственности в сфере защиты прав потребителей, в частности понятие, сущности и условий договорной ответственности.
5. Изучение мер реализации договорной гражданско-правовой ответственности в сфере защиты прав потребителей.
6. Исследование деликтной ответственности в сфере защиты прав потребителей, в частности понятие, сущности и условий деликтной ответственности.
7. Изучение института компенсации морального вреда в сфере защиты прав потребителей.
Правовой основой настоящего исследования выступают такие нормативные правовые акты, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также ряд иных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов. Кроме того, автором исследована судебная практика по делам о защите прав потребителей.
Теоретической основой настоящего исследования являются научные труды различных ученых-юристов в области гражданского права, в частности в области защиты прав потребителей. Автором исследованы ряд учебных пособий по гражданскому праву, монографии, статьи исследователей в области защиты прав потребителей, а также ряд научных комментариев к Гражданскому кодексу и к Федеральному закону «О защите прав потребителей».
Автором на защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие юридической ответственности в целом, а также гражданской правовой ответственности в частности.
2. Условия наступления гражданской правовой ответственности.
3. Виды гражданской правовой ответственности.
4. Понятие и условия договорной ответственности в сфере защиты прав потребителей.
5. Меры реализации гражданской правовой ответственности при нарушении законодательства о защите прав потребителей.
6. Понятие, содержание и условия деликтной ответственности в сфере защиты прав потребителей.
7. Понятие и условия компенсации морального вреда в случаях нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Кроме того, автор ставит перед работой задачу обосновать необходимость введения в действие следующих положений:
1). Необходимо установить в законе минимальный размер компенсации морального вреда, связав его с размером минимальной заработной платы, и сделать его обязательным для суда.
2). Необходимо в ст. 29 Закона о защите прав потребителей заменить термин «отказ от исполнения договора» на «расторжение договора».
3). Должен быть разработан и утвержден законом или Правительством РФ перечень товаров, на которые не будет распространяться право потребителя вернуть в течение 7 дней товар надлежащего качества.
4). Необходимо подготовить проект изменений в ст.497 ГК РФ (продажа товаров по образцам) и в закон "О рекламе" в части приведения их в соответствие с нормами закона "О защите прав потребителей" в части дистанционного способа продажи товаров.