Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контрольная работа по философии
Под основными вопросами философии обычно имеются в виду те ее вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи в современном философском знании, являются:
- познаваем ли окружающий нас мир? (основной гносеоло¬гический вопрос);
- каковы первичные, фундаментальные основы этого мира? (основной субстанциональный вопрос);
- каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека? (основной смысложизненный вопрос);
- каковы основные принципы подхода к научному иссле¬дованию мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений? (основной методологический вопрос).
Как свидетельствует история философии, эти вопросы воз¬никали и формировались неодновременно, причем на каждом из этапов этой истории то или иное крупное философское те¬чение выдвигало на первый план лишь один из них, пытаясь придать ему уникальный и универсальный характер. Наглядные примеры этому читатель почерпнет из последующего краткого экскурса в историю философии. Сейчас же охарактеризуем ка¬ждый из этих вопросов и проследим их взаимосвязи.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Впервые четкая формулировка этого вопроса была дана Ф. Энгельсом Основной вопрос всей, в особенности но¬вейшей, философии, — писал он, — есть вопрос об отношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе при¬знавали сотворение мира, ...составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма"
Для придания проблеме отношения мышления к бытию такого возвышенного статуса (не просто основного, но великого основного вопроса) у Энгельса были весомые аргументы как в самом объективном бытии, то есть за пределами философии, так и внутри ее, в русле всемирного (или, по крайней мере, европейского) историко-философского процесса.
Во-первых, данный вопрос поистине велик, ибо явился на свет не как плод кабинетных рассуждений философов-профессионалов, а как жизненно важный вывод человека-практика о природе окружающего его мира и об его отношении к этому миру. Вообще, последовательность появления каждого из основных направлений в философии (материализма и идеа¬лизма) и вариантов внутри них производна от логики познания человеком-практиком окружающего мира. Прежде всего, до че¬ловека доходит, что мир, в котором он существует и действует, объективен, независим от него, и он должен к нему приспосаб¬ливаться. Именно так и поступает человек на протяжении всей своей истории в меру своих развивающихся способностей к познанию мира и к его практическому освоению. Но тут же вслед за материалистическим решением вопроса об объективно¬сти мира перед человеком встал и другой - вопрос: если этот мир независим от меня, то от кого же он зависим? Допустить, что "мир никем не создан, ни из людей, ни из богов", как это по¬том сделает Гераклит, совершенно беспомощный во всех отно¬шениях наш Предок не мог.