Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обязательства по перевозкам и гражданско-правовая ответственность за перевозку пассажиров и грузов
Введение
Основополагающие положения российского законодательства о транспортных договорах, призванные определять порядок перевозок в условиях рынка, изложены в части второй ГК, где имеются гл. 40 «Перевозка» и гл. 41 «Транспортная экспедиция». Однако эти главы кратки (всего 23 статьи), определяют лишь важнейшие условия транспортных договоров и содержат отсылки к специальным актам транспортного законодательства, которое включает систему законодательных актов о перевозках на отдельных видах транспорта, прежде всего транспортные уставы и кодексы.
Наличие в сфере транспорта системы законодательных актов об отдельных его видах обусловлено значительными транспортно-технологическими и правовыми особенностями в организации перевозок на отдельных видах транспорта, а также большим объемом нормативного регулирования в данной области. Это делает нецелесообразным объединение правовой регламентации транспортных операций в рамках одного закона. Вместе с тем все транспортные уставы и кодексы РФ построены по единой общей схеме (общие положения, организация транспортных операций, договор перевозки, его особые виды, ответственность сторон, претензии и иски к органам транспорта), а по ряду вопросов имеют единые или близкие по содержанию нормы.
Вне транспортных уставов и кодексов остаются вопросы управления транспортом, правовой режим земель транспорта, а также условия труда в транспортных организациях, которые выходят за рамки гражданского права и относятся к сфере других правовых отраслей (административное, земельное и трудовое право).
Действующие в РФ транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках. В силу этих факторов, а также сложности транспортного законодательства оно в отличие от других сфер российской экономики хотя и было обновлено, но не претерпело в условиях перехода России к рыночным отношениям коренных обновлений.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем фактом, что для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной, прежде всего железнодорожной, сетью транспортные договоры и их правовое регулирование представляют особую значимость. Отражением этого являются обширное транспортное законодательство и большое число споров между транспортными организациями и клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.
Целью настоящей работы является исследование обязательств по перевозкам и гражданско-правовой ответственности за перевозку пассажиров и грузов.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу перевозки пассажиров и грузов различными видами транспорта.
Предмет исследования – транспортное законодательство Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Исследовать правовую природу и содержание основных транспортных договоров, в частности договора перевозки грузов, а также договора перевозки пассажира различными видами транспорта.
2. Исследовать основания, условия и пределы ответственности сторон по договорам перевозки грузов и пассажиров различными видами транспорта.
Теоретическая база исследования - комментарии к действующему законодательству, учебная литература, монографии, статьи известных и авторитетных исследователей и ученых.
Нормативная база исследования – Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта РСФСР, другие федеральные законы, подзаконные нормативные акты.