Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Сравнительный анализ рельефов Египта и Месопотамии
Введение
История Древнего Востока есть начало мировой истории. Именно первым цивилизациям Востока принадлежат величайшие культурные достижения человечества, которые сделали возможным его дальнейшее развитие и в значительной степени обусловили характер и направленность этого развития.
Главные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек - Нила, Тигра и Евфрата.
Возникновение первых цивилизаций в Месопотамии и Египте резко изменило всю картину древности. В бескрайнем мире первобытных племен появились высокоразвитые культурные и экономические центры.
Египетский стиль в мировом искусстве считается первым великим стилем. Памятники культуры Древнего Египта были созданы еще в V-IV тысячелетиях до н. э. Это живопись и скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, графика на папирусах. Искусство у древних египтян считалось носителем вечной жизни, а потому в своих произведениях они избегали всего мимолетного, изменчивого, преходящего. Главная отличительная черта древнеегипетского стиля - функциональность.
Цивилизация Месопотамии (Междуречья) - одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Государственное и частное землевладение, частный сектор в экономике, сильные в хозяйственном и политическом отношении города, с которыми приходилось считаться царям, наличие границ, открытых для вторжения в долину Междуречья воинственным соседям, характерны для общества Месопотамии.
Переход от первобытности к древности означал для Месопотамии сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первое, так и второе теснейшим образом связаны были с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и «гражданского общества», с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе.
В культуре древней Месопотамии особое место принадлежит письменности: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. Престиж месопотамской культуры и письменности был настолько велик, что во второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом II и царем хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски.
История и культура Египта и Месопотамии уже давно стали предметом научного интереса представителей различных сфер научного знания: историков, лингвистов, искусствоведов, социологов и юристов и т.д.
Первый этап становления историографии Древнего Востока был связан с накоплением и систематизацией письменных и вещественных памятников, их публикацией и комментированием. По праву его называют классическим в формировании древневосточной историографии. Развитию востоковедения в это время способствовала колониальная экспансия ведущих европейских держав, создавших свои колониальные империи.
Именно в это время возрастает интенсивность усилий европейских ученых с целью распознания древних истоков восточных цивилизаций. В этот период формируется блестящая плеяда великих исследователей древности. Это, прежде всего, представители европейской науки: Гастон Масперо, Эдуард Мейер, У.Ф. Питри, Г. Винклер, де Морган, Леонард Вулли, Джордж Маршалл, Анри Масперо, Фридрих Делич, В. Смит, Т. Рис-Дэвидс и другие.
С полным правом к известнейшим исследователям Древнего Востока можно причислить имена российских ученых - Б.А. Тураева, В.С. Голенищева, О.Э. Лемма, Н.В. Пигулевскую, В.К. Шилейко, А.П. Рифтина, В.В. Струве и многих других.
На втором этапе развития историографии Древнего Востока были выработаны основные принципы научных изданий, усовершенствовались источниковедческие приемы, по сути, был введен в оборот весь громадный объем источников. Одновременно внедрялись научные методы археологического обследования, обработки и хранения добытого материала. В музеях столиц европейских государств и в Каире создаются богатые коллекции восточных древностей, которые тщательно изучаются. Именно на этом этапе появляются на свет первые обширные монографии и целостные обзоры истории древневосточных цивилизаций, крупные сводные труды по истории и культуре отдельных регионов, так называемого, классического Востока. В мировой научной литературе появляются такие классические работы, как «История народов классического Востока» Г. Масперо, «История древности» Э. Мейера, «История Древнего Востока» Б.А. Тураева, а также сводные труды по отдельным регионам Древнего Востока: «История Египта с древнейших времен У.Ф. Питри, «История Египта» Д. Брэстеда и его «Памятники Древнего Египта», «Вавилонская культура и ее отношение к культурному развитию человечества» Г. Винклера, «История Вавилонии» и «История Шумера и Аккада» Л. Кинга.
Одной из самых спорных теорий в истории науке о Древнем Востоке стала теория панвавилонизма, созданная в конце XIX - начале ХХ века крупнейшими немецкими ассириологами Г. Винклером, Ф. Деличем и др. В ряде своих изданий они утверждали, что все человечество имеет лишь одну колыбель культуры - Древний Вавилон. Споры вокруг теории панвавилонизма способствовали возрастанию интереса к Древнему Востоку, подрывали позиции европоцентризма в науке о древности, но панвавилонисты несколько принижали вклад и способность к самостоятельному творчеству других народов. И все же, с высоты современного уровня развития ориенталистики, мы можем говорить, что месопотамская цивилизация была наиболее динамичной и оказала огромное воздействие, гораздо большее, чем египетская, на окружающие страны и народы. Ее достижения, усвоенные древними греками через посредничество финикийцев, способствовали более быстрому расцвету античной культуры и науки и, таким образом, легли в основу общемировой культуры.
Настоящая курсовая работа посвящена сравнительному анализу рельефов Египта и Месопотамии.
Обоснованием для проведения исследования послужило предположение о наличии сходных черт в характере рельефов Древнего Египта и Месопотамии.
Цель курсовой работы – выделить типологические черты и специфические особенности рельефных изображений в культурной традиции Древнего Египта и Месопотамии.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать культурно-исторические особенности Египта и Междуречья (Месопотамии) в древнейший период (IV-III тыс. до н.э.);
2. Выделить основные характеристики изобразительного искусства Древнего Египта и Междуречья;
3. Показать характер и особенности культурного взаимовлияния цивилизаций Древнего Египта и Междуречья;
4. Провести сравнительный анализ рельефов Египетских царств и городов-государств Междуречья.
Объект исследования – египетский и месопотамский рельеф, т.е. скульптурное изображение на плоскости, являющейся физической основой и фоном изображения.
Предмет исследования – материальная культура цивилизаций Древнего Египта и Междуречья.