Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Интернет и его использование в государственном управлении
Введение
Современный подход к государственному управлению основан на том, что государство обладает всеми признаками крупной корпорации: у него есть бюджет, расходы, доходы, есть акционеры и одновременно клиенты - граждане, которые заинтересованы, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны. И в соответствии с данным подходом государство, подобно крупной корпорации, обязано стремиться удовлетворять интересы, прежде всего своих акционеров, а с этой целью - повышать собственную эффективность, точно так же, как корпорация должна повышать капитализацию, меняя модели работы на более технологичные и эффективные.
В последнее время много говориться об электронном правительстве. На Западе использование Интернета органами управления рассматривается сейчас, как одна из возможностей повысить эффективность государственной власти, вот почему к популярным в Интернете обозначениям «B» и «C», то есть business - бизнес и customer - потребитель, давно использующимся во всяких сочетаниях (B2B, B2C...), теперь прибавилось новое - «G» то есть government - правительство. Сооружение «электронного правительства» заняло в планах политиков и интеграторов прочное место. Многие ожидают, что внедрение информационных технологий в государственное управление позволит все быстро оптимизировать: снизить издержки на содержание государства, ускорить взаимодействие органов государственной власти и друг с другом, и с гражданами-акционерами. Один из самых главных аргументов в пользу «электронного правительства», который приводят его сторонники, - повышение прозрачности власти за счет перехода на новый уровень обратной связи, как с гражданами, так и с бизнесом.
Если рассматривать государственные органы как управляющие структуры, оказывающие специфические услуги, становится очевидным, что с помощью информационно-коммуникационных технологий они тоже способны повысить эффективность административного управления как во внутренней (бюрократической) среде, так и в регулировании общественных процессов, оптимальнее расходовать бюджетные средства, сократить издержки на содержание государственного аппарата.
У всех государств аналогичные функции, обязанности перед обществом, схожая система государственного управления, а следовательно, общие перспективы создания «электронного правительства» в России такие же, как и в других странах. И проблемы те же. Переход на новые технологии (не имеет значения где: в бизнесе или государственных органах) - это в меньшей степени технический или технологический процесс, в большей - процесс реинжиниринга управленческих процедур, управленческой культуры, требующий изменения менталитета, а иногда и парадигмы деятельности. Люди не всегда готовы переносить свою деятельность в новую среду. Даже бизнес сталкивается с инерционностью сложившейся структуры управления, аппарата, культуры и традиций менеджмента. Поэтому, скорее всего, процесс «электронизации» сферы государственного управления пойдет по пути постепенного освоения новых возможностей, через информатизацию отдельных участков деятельности.
Необходимо отметить, что определенные шаги в направлении развития информационных технологий в Российской Федерации уже сделаны. В России принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», нацеленная на формирование новой экономики и рассчитанная на 2002-2010 годы. До 2010 года планируется потратить на программу 76 млрд. рублей. В 2002 году на программу было потрачено 600 млн. рублей, в 2003 году – 1,61 млрд. рублей, в 2004 году было выделено около 1,7 млрд. руб., в 2005 году - 2,2 млрд. руб. К числу наиболее интересных проектов программы можно отнести следующие:
— на конец 2003 года было создано 3011 пунктов коллективного доступа в Интернет на базе почтовых отделений;
— был запущен проект «Компьютерный всеобуч» и бесплатно обучено навыкам владения компьютером около 30 тысяч человек;
— внедрена первая очередь системы электронных госзакупок;
— началось создание федеральной межведомственной информационной системы обеспечения контроля миграционной ситуации;
— внедрены опытные проекты государственного регистра населения (базы данных, содержащей персональную информацию о гражданах);
— модернизация Интернет-представительства президента Российской Федерации и улучшение работы сайта www.president.kremlin.ru.
Важным направлением Программы сегодня является разработка и внедрение элементов архитектуры электронного государства, в числе которых: электронный административный учет, электронное администрирование, дистанционный доступ граждан к информации, аудит ИКТ-систем государства. Ключевой составляющей электронного государства должна стать легализация применения ИКТ, как в госаппарате, так и во взаимоотношениях государственных органов с бизнесом и гражданами. При этом ИКТ, став официальным средством учета, перестанут дублировать «бумажные» технологии, придя им на смену. Это увеличит скорость административных и деловых процессов, повысит их эффективность, а в государственном секторе сделает действия органов власти более прозрачными и подконтрольными для гражданского общества.
Цель данной работы – изучить особенности использования интернета в области государственного регулирования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «электронного правительства»;
2. Обоснование необходимости создания «электронного правительства»;
3. Характеристика правительственной программы «Электронная Россия»;
4. Характеристика основных проблем использования информационных технологий в правительстве;
5. Пути решения проблем на современном этапе развития экономики.