Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Изучение динамики психологических состояний студентов очного отделения
Введение
Деятельность индивида, организации в целом, равно как и отношение людей к организации невозможно понять без учета корпоративной (организационной) культуры. Многие исследования сегодня подтверждают, что эффективность деятельности организации зависит от типа или силы организационной культуры.
Психологически эффект воздействия корпоративной культуры оказывается сильнее индивидуального воздействия отдельного человека, поскольку определенный стиль поведения распространяется на многих членов организации, сотрудники которой воспринимают его как норму, как нечто намеренное и запрограммированное, а не случайное и немотивированное.
Учитывая влияние корпоративной культуры как на отдельного индивида, так и на общество в целом, следует отметить, что существует теоретическая и практическая необходимость в изучении этого феномена.
Наибольший интерес представляет то, как студенты относятся к организации, в которой они учатся; как строятся отношения между ними; разделяют ли они нормы и принципы жизни и деятельности данной учебной организации.
В настоящее время ряд исследователей отмечает, что выпускники высшей школы испытывают трудности психологического плана, возникающие из-за того, что рассогласовывается "модель профессиональной деятельности", сформированная в их сознании за годы вузовского обучения, с той реальной обстановкой, в которой им приходится начинать профессиональную деятельность социального работника. Причины такого положения преимущественно кроются в том, что в профессиональной подготовке студентов в основном преобладает информативная сторона обучения.
Принципиальным является понимание необходимости формирования морально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельности студентов уже на начальных курсах обучения. Этот этап особенно важен для профессионального самоопределения студента и осознания им себя как будущего специалиста. Именно в этот период закладываются основы морально-психологической готовности к будущей работе. Необходимо помочь первокурснику укрепиться в правильности своего профессионального выбора, определиться в дальнейшей специализации, настроиться на необходимость формирования у себя определенных личностных качеств, отвечающих специфике выбранной профессии.
Все вышеизложенное и определило тему данного исследования. Проблема исследования заключается в необходимости выявления и обоснования педагогических условий, способных обеспечить эффективное формирование морально-психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в процессе вузовского образования на начальных этапах обучения.
Объект исследования - профессионально-личностная подготовка студентов в условиях вуза.
Предмет исследования - изучение динамики психологических состояний студентов очного отделения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить характеристику психической адаптации в целом и в отношении студентов очного отделения;
2. Изучить восприятие и оценку студентами первых и выпускных курсов корпоративной культуры вуза;
3. Обосновать педагогические условия, способствующие эффективности
формирования у студентов морально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельности;
4. Рассмотреть особенности нервно - психических состояний студентов очного отделения при дезадаптации.
5. Обработать качественно и количественно результаты и сделать выводы.
Основная гипотеза: существуют особенности в психологических состояниях студентов очного отделения.
Дополнительные гипотезы:
- Существуют особенности в восприятии и оценке корпоративной культуры вуза у студентов первых и выпускных курсов.
- Существуют особенности восприятия и оценки корпоративной культуры вуза у студентов, учащихся на различных факультетах и специальностях.
- Существует взаимосвязь между компонентами восприятия и оценки корпоративной культуры вуза у студентов различных факультетов и специальностей.
Методологической основой дипломного исследования являются:
- личностно-деятельностный подход (Э.А. Смирнов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев);
- теория активного развивающего обучения (Ф.Е. Василюк, Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина и др.);
- положения о закономерностях формирования потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации личности (И.С.Кон, А.В.Петровский, О.П.Целикова и др.);
- теории профессионального становления (И.П. Обозов, Б.Д. Парыгин и др.);
- положения психологии и вузовской педагогики, раскрывающие закономерности и принципы профессионального становления личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.А. Спивак, С.Л.Рубинштейн);
- теории психологической готовности к деятельности (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Н.Д.Левитов).
Методы исследования, выбранные для достижения цели и задач:
- теоретические - теоретический анализ и синтез, аналогия, классифицирование, абстрагирование, моделирование, анализ социологической и психолого-педагогической литературы;
- эмпирические - изучение документов и результатов деятельности;
- опрос: беседа и анкетирование; психологическое тестирование;
- экспериментальные - констатирующий эксперимент и опытно-экспериментальная работа;
- статистические - количественный и качественных анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются технические факультеты Московского Государственного Университета.
Структурно дипломный проект состоит из введения, в котором обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех глав, раскрывающих обусловленные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.