Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Правовое регулирование деятельности Европейского союза по правам человека
Введение
Актуальность темы. Институт прав и свобод является центральным. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.
Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.
В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.
В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых".
В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: "1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".
Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.
Европейский союз давно хотел иметь систему защиты прав человека, подобную той, что закреплена европейской Конвенцией о защите прав человек и основных свобод. В 1979 году Европейская комиссия выступила с предложением о присоединении Европейских сообществ к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция или ЕКПЧ). В 1989 году Европарламент сформулировал обширный каталог основных свобод. Но обе эти попытки в свое время к успеху не привели.
Надо сказать, что Совет Европы неоднократно подчеркивал, что создание системы защиты прав человека в рамках Европейских сообществ, которая существовала бы отдельно от той, которая применяется в рамках Совета Европы, содержит в себе немало опасностей. Поэтому Совет Европы выступал, в первую очередь, в пользу присоединения сообществ к Конвенции, а не за разработку Евросоюзом собственной Хартии.
В современных условиях существенно возрастает роль международных правозащитных органов и международных судов, что обусловлено различными объективными причинами, среди которых в качестве основных выделяется возрастание актуальности эффективной защиты прав и свобод человека и необходимость решения проблем, связанных с вооруженными конфликтами и международным терроризмом. Общепризнанно, что в общей системе международных мер по защите прав и свобод граждан одним из самых эффективных механизмов является деятельность Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. №5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (п. 10) отмечается, что Российская Федерация как участник Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) признает юрисдикцию Европейского Суда обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда во избежание любого нарушения.
В ближайшей перспективе и даже после возможного принятия Конституции Европейского Союза Европейский Суд останется единственной специализированной судебной инстанцией в Европе по защите прав человека и основных свобод. С учетом приведенных обстоятельств важное значение имеет анализ решений Европейского Суда, среди которых выделяется проблема применения статьи 15 Конвенции, которой установлено, что в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, возможно принятие государством мер в отступление от его обязательств по Конвенции, но только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим обязательствам государства по международному праву.
Актуальность рассматриваемой темы также заключается и в том, что рассматриваемые права и свободы не являются формальными или мнимыми правами и свободами, привилегиями, декларациями и благими пожеланиями, поскольку им корреспондируют соответствующие и вполне конкретные обязательства социального государства, т.е. государства, ориентирующего свою политику на социальные потребности. Признание и придание особого значения социально-экономическим правам является требованием социальной морали, не приемлющей несправедливости и нищеты.
В последние десятилетия у людей появились новые социальные потребности и способы их удовлетворения (в сфере досуга, в профессиональной области, в жилищной сфере), что требует адекватного конституционно-правового регулирования. Объем и степень реализации указанной группы прав и свобод определяются благосостоянием общества, экономической организацией и уровнем производительных сил страны, успехом реформ экономического устройства, политикой конкретного правительства. Принцип взаимозависимости и неделимости всех прав человека предполагает, что государство не вправе необоснованно сужать объем защищаемых прав только политическими и личными правами. Личные и политические права не могут реализовываться в ущерб социально-экономическим и культурным правам.
Таким образом, целью настоящей дипломной работы является изучение теории и практики правового регулирования деятельности Европейского Союза по правам человека.
Указанная цель дипломной работы обусловила постановку следующей системы задач:
• Определение международных стандартов по правам человека.
• Рассмотрение правовых механизмов обеспечения прав человека.
• Определение принципов права Европейского Союза.
• Рассмотрение механизма европейской защиты прав человека.
• Анализ Европейской Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Хартии основных прав Европейского союза.