Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экономические и социальные последствия объединения Германии
ВВЕДЕНИЕ
Когда в 1989 году рухнула Берлинская стена и восточноевропейские страны дружно ринулись в объятия Запада, никто не хотел думать о проблемах и трудностях, лежащих впереди. Спустя три года, когда распался Советский Союз и возникшая на его обломках Российская Федерация объявила о решительном переходе к капитализму, все уже знали, что преобразования будут болезненными. Об этом свидетельствовал опыт бывших братских стран Восточной и Центральной Европы, а советская экономика переживала серьезный кризис, выбраться из которого без потерь было невозможно. Однако ни в 1989-м, ни в 1991 году мало кто сомневался в правильности выбранного пути и в том, что в итоге торжество капитализма гарантировано. А вместе с ним придут эффективная экономика, свобода и процветание. Немногие несогласные могли протестовать, но их голосов никто не желал слышать.
Спустя десять лет в бывших соцстранах остается все меньше людей, разделяющих прежнюю веру. Привозные и доморощенные идеологи неолиберализма обещали народам Восточной Европы приобщение к Западу. За десять лет уровень жизни двух частей континента не сблизился. Страны Восточной Европы пережили глубочайший экономический спад. Некоторые из них затем смогли достичь определенного роста, но превзойти докризисные показатели, а тем более сократить разрыв с западными соседями не удалось никому. Страны бывшего социалистического блока, осознав, что им не удастся добиться успеха самостоятельно, связывают свои надежды с интеграцией в политические структуры Запада. В данном случае планы элит, как и за десять лет до того, пользуются широкой поддержкой в обществе. Как и тогда, все верят, будто вступление в Североатлантический военный альянс или в Европейский Союз позволит, наконец, выйти из тупика и по-настоящему влиться в семью богатых народов. А политическая интеграция повлечет за собой экономическую.
Осознание того, что избранный в 1989 году путь ведет в тупик, становится все более массовым. В результате одну страну за другой охватывают движения протеста. Народные волнения потрясают в 1998—1999 годах Албанию и Румынию. Власти вынуждены применять вооруженную силу, чтобы остановить недовольных. Но даже это не помогает. Ожесточенные столкновения рабочих с полицией становятся обычным делом в Польше и на Украине. Политическая жизнь региона превращается в непрерывную череду кризисов.
Однако не только поклонники западного капитализма оказались в сложном положении. Их левые оппоненты тоже сталкиваются с серьезными проблемами. В 1989 году, когда торжество капитализма в Восточной Европе не вызывало ни у кого сомнения, марксистские критики системы были убеждены, что новые общественные отношения быстро заставят рабочий класс осознать свои действительные интересы, самоорганизоваться и отстаивать свои права. Иными словами, развитие капитализма должно было дать мощный стимул к обновлению и подъему левых сил — точно так же, как это случилось в прошлом веке на Западе. За минувшее десятилетие нигде, кроме Восточной Германии, этого не произошло. И дело не только в дискредитации социалистических идей — опросы общественного мнения, напротив, показывают, что практически во всех странах от Монголии до Чехии эти идеи стали по сравнению с 1989 годом значительно более популярны. Привычное объяснение слабости левых «предательством руководства» также не может быть признано удовлетворительным. Ведь попытки создания принципиальной и честной левой оппозиции в период 1989—1999 годов тоже заканчивались неудачей, хотя таких попыток было немало. Картина выглядит почти одинаково, о какой бы стране мы ни говорили. Восточная Германия остается единственным исключением, но это как раз и есть исключение, блистательно подтверждающее и объясняющее правило. Восточные земли, захваченные западногерманским капиталом и чиновничеством, с одной стороны, были открыто колонизированы, что не могло не вызвать протест, но, с другой стороны, были политически интегрированы в стабильную демократическую систему, стали наиболее бедной и наиболее эксплуатируемой частью богатого общества.
Постсоциалистической трансформации в Восточной Европе посвящен целый ряд работ российских и зарубежных авторов, в которых ученые исследуют общественные феномены социализма и постсоциализма, тоталитарного общества и политической оппозиции.
В числе работ российских ученых, занимающихся этими проблемами, следует отметить труды Гаджиева К.С., Дахина В.Н., Загладина Н.В., Мунтяна М.А., Шахназарова Г.Х., Шевцовой Л.В., Цыганкова А.П. и др.
Исходя из всего вышеперечисленного, особо актуальным представляется анализ ситуации в стране, в которой процесс капитализации происходил, пожалуй, наиболее болезненно и форсированно - в Германской демократической республике. Связано это прежде всего с тем, в данном случае столкнулись две диаметрально противоположных цивилизации: развитая рыночная и полуживая командно-административная.
Для того, чтобы наиболее объективно проанализировать ситуацию в нынешней объединенной Германии, мы обратимся к публицистическим материалам, посвященным данной проблеме. Отсюда тема данной работы звучит как «Проблемы объединенной Германия в публицистике».
Целью данного дипломного проекта является изучение экономических и социальные последствия объединения Германии.
Для решения поставленной цели в данном исследовании будут решаться следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие Германии в восьмидесятых и девяностых годах.
2. Проанализировать социально-экономические особенности процесса интеграции Германии.
3. Выявить социально политические основы объединения Германии.
Хронологические рамки данного исследования охватывают сравнительно небольшой отрезок времени – с момента объединения Германии (1989 г.) по наши дни.