Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Таможенные органы как субъекты
таможенно-правовых и иных правоотношений
Введение
Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной системы таможенных органов, а также определение эффективных и рациональных форм и методов их деятельности и взаимодействия с другими государственными органами.
Таможенные органы обеспечивают непосредственную реализацию в таможенных целях всех задач в области таможенного дела: взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д., а также единообразное применение таможенного законодательства на всей территории Российской Федерации (п. 3 ст. 1 ТК РФ).
Таможенный кодекс (ст. 401, 402) в понятие единой федеральной централизованной системы таможенных органов включает наименование тех органов, которые эту систему фактически образуют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Единство системы таможенных органов обусловлено единством целей и задач таможенных органов (ст. 14), единством таможенной территории (п. 1 ст. 2), а также единством принципов их деятельности и выполняемых ими функций (ст. 12-14, 403).
Сущность и содержание деятельности таможенных органов на всех уровнях раскрывается в осуществляемых ими функциях (ст. 403 ТК РФ). В свою очередь, разнообразные и многочисленные функции таможенных органов отражают распределение прав, обязанностей и ответственности в области таможенной деятельности (ст. 408, 410, 413 ТК РФ).
В зависимости от особенностей решаемых задач и специфики реализуемых функций таможенные органы вправе и обязаны использовать только те формы деятельности, которые установлены Таможенным кодексом (например, ст. 3, 7, 24, 25 и др.).
Цели валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, сформулированные в Законе, дают основания полагать о единстве государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации, стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. При этом одним из основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является само единство системы валютного регулирования и валютного контроля.
Блюстителем такого единства среди прочих государственных органов выступает и Банк России. В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ Банк России среди прочих функций организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) регламентирует таможенное регулирование, которое осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В формате неразрывно связанных понятий "единства валютного регулирования" и "единства валютного контроля" весьма интересной представляется следующая ситуация.
К нормативным актам Банка России о валютном регулировании и валютном контроле среди прочих относится и Положение Центрального банка Российской Федерации "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" от 1 июня 2004 г. N 258-П (далее - Положение ЦБ РФ). Положение ЦБ РФ издано на основании Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и ставит своей целью регламентацию порядка представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением указанных валютных операций. Ссылка в Положении ЦБ РФ на Федеральные законы "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" дает все основания полагать, что законодатель учел основные принципы валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации, в том числе и принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (п. 19 ст. 11 ТК РФ). Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы и способы производства таможенного контроля.