Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Местное самоуправление в РФ: Конституционно правовоые основы, проблемы, перспективы
Введение
Актуальность темы исследования. Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть, прежде всего, созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо ежедневно обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.
История России свидетельствует, что попытки решить эти задачи с помощью централизованной структуры власти и управления, обречены на провал.
Уже в XIX веке специалистам было ясно, что при централизованном способе управления граждане перестают быть субъектами управленческой деятельности, превращаясь в пассивные, а в некоторых случаях, и в активно противодействующие объекты (как это было со столыпинской реформой). Ни то, ни другое не способствует эффективному функционированию государства, а главное, реализации прав и свобод граждан .
XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство, гражданское общество может решать свои основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления как местного, так и общественного. Жители населенных пунктов должны иметь возможность самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы организации своей жизни, используя формы как прямой демократии, так и через избранные ими органы самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен определяться возможностями их реализации и ничем иным. Только при таком подходе возможно оптимальное сочетание интересов государства в целом и его граждан. Только такой подход обеспечивает в максимальном объеме права, свободы и интересы граждан.
Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.
Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями на всех этапах развития государственности иногда явно, иногда в менее заметной мере проявлялась и третья - становление и развитие местного самоуправления. В периоды разобщенности самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и провинции.
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ.
Для развития современной России особое значение местного самоуправления связано с тем, что оно является одной из основ конституционного строя России, а органы местного самоуправления - органами публичной власти. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преследовало цель повышения эффективности местных органов власти. Совместно с иными законодательными актами Закон направлен также на решение задачи более четкого разграничения полномочий между уровнями власти, по их обеспечению финансово-бюджетными средствами.
Реализация переходных положений Закона показала неточность отдельных норм. Выявила также неурегулированность ряда проблем. Для устранения этих недостатков от федерального законодателя потребовалась корректировка Закона.
Со дня принятия Федерального закона в субъектах Российской Федерации был проделан огромный объем работы по подготовке к организации местного самоуправления в соответствии с новыми требованиями. Вместе с тем для некоторых регионов реализация Закона с 1 января 2006 года могла вызвать трудности. Для того чтобы учесть реальные возможности субъектов Российской Федерации, было принято решение о продлении переходного периода до 1 января 2009 г. В этот период часть вопросов местного значения вновь образованных поселений может передаваться органам местного самоуправления муниципальных районов. Все иные положения Федерального закона применяются с 1 января 2006 г.
В полном объеме к реализации Закона приступили сорок шесть регионов. Из тех субъектов Российской Федерации, которые для вновь образованных поселений установили переходный период, только пять передали на уровень муниципального района весь перечень вопросов местного значения.
С 1 января 2006 г. к осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом, приступили органы местного самоуправления муниципальных образований, созданных до принятия Закона.
Таким образом, более чем в восемнадцати тысячах муниципальных образований деятельность местных органов власти уже строится на основе требований Федерального закона.
Вышеизложенное предопределяет необходимость комплексного исследования реформ местного самоуправления в России.
Объектом работы выступают правоотношения, возникающие в связи с осуществлением в России местного самоуправления.
Цель работы – исследование системы организации и осуществления местного самоуправления в РФ, основываясь на нормах законодательства и практики его применения.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития местного самоуправления в России.
2. Проанализировать процесс формирования категории «местное самоуправление» в России.
3. Рассмотреть теоретические и практические аспекты организации местного самоуправления в Российской Федерации.
4. Охарактеризовать процесс проведения современной реформы системы местного самоуправления в Российской Федерации.
4. Определить направления дальнейшего развития и совершенствования местного самоуправления в России
В изучении особенностей функционирования местного самоуправления в России автор руководствовался диалектическим методом познания. В качестве частнонаучных использовались сравнительно-правовой, системный, формально-логический методы. К методам исследования, используемым в данной работе, можно отнести также и анализ судебной практики.
В работе были использованы труды известных ученых-юристов, занимавшихся подробным изучением института местного самоуправления. В частности, теоретическую основу работы составили монографии и статьи Шаповалова, Шугрина, Фадеева и других известных исследователей.
Логическая структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Представленный в работе материал позволяет сделать самостоятельные выводы по теме исследования, которые будут даны в заключении.