Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контрольная на тему: Народный комиссариат внутренних дел в 1917 – 1930 гг.
1. Создание, структура и функции НКВД РСФСР. Наркомы внутренних дел в 1917 – 1930 гг.
Юридически полиция дореволюционной России прекратила свое существование 11 марта 1917 года, когда Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, выводе его чиновников за штат и образовании Особой комиссии по ликвидации дел политического характера. Вместо полиции была учреждена милиция (см. док. № 1). Корни этого процесса уходят к событиям Февральской революции 1917 г. (док. № 2 - 3). Революция привела к ликвидации царской полиции, которая воспринималась как репрессивный и карательный орган самодержавия. Временным правительством была провозглашена замена полиции «народной милицией» с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
Правовые основы организации и деятельности народной милиции определялись в правительственном постановлении «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданном 17 апреля 1917 года.
Между милицией Временного правительства и милицией, возникшей после Октября 1917 года, существует определенная организационная взаимосвязь: первая стала одним из источников формирования второй. Второй Всероссийский съезд Советов (7-8 ноября 1917 г.) юридически закрепил ликвидацию Временного правительства, сформировал Советское правительство, а в его составе – Народный комиссариат внутренних дел во главе с бывшим студентом юридического факультета Казанского университета Алексеем Ивановичем Рыковым.
НКВД того периода занимался внутренними делами государства в самом широком смысле слова: это ведомство должно было не только бороться с преступностью, но и заниматься созданием новых органов власти на местах – Советов; доводить до населения указы и распоряжения всех властей; а также ведать коммунальным хозяйством: жилым сектором, освещением, водопроводом, канализацией, банями, кладбищами и так далее. Хотя так широко понимаемые «внутренние дела» включали в себя задачи, возникшие в связи с изменением государственного строя, можно также с уверенностью считать, что имело место прямое заимствование организационной структуры у дореволюционного Министерства внутренних дел.
28 октября 1917 года на территории РСФСР было передано по телеграфу постановление НКВД “О рабочей милиции”.
Изданием этого постановления было положено начало организации органов охраны порядка в советском государстве. В нем были определены основы организации милиции: образование ее органов Советами рабочих и солдатских депутатов, полное и исключительное подчинение милиции Советам, обязанность военных и гражданских властей всячески поддерживать рабочую милицию.
Опыт первых месяцев государственного строительства показал, что эффективная борьба с преступностью без профессионального органа правопорядка невозможна. В апреле 1918 года НКВД РСФСР направил всем губернским Советам директиву о строительстве советской милиции.
До середины 1918 года, пока шел процесс упрочения советской власти, милиция не имела четкой организации в масштабах всей республики. Местные Советы, в составе которых действовал специальный подотдел милиции (народной советской охраны), сами определяли структуру ее органов, состав, методы и формы работы. Например, в Казани одной из отличительных особенностей строительства милиции было то, что для поддержания порядка вводилась милицейская повинность населения. Это была вынужденная и временная мера.
В апреле 1918 года с подробным обоснованием необходимости организации милиции на штатных началах в “Вестнике НКВД” выступил член коллегии НКВД В.А. Тихомирнов (уроженец и житель Казани, он хорошо был знаком с опытом организации милиции на основе повинности населения в родном городе). “Условия чрезвычайного времени, требующие спешного установления революционного порядка, - писал В.А. Тихомирнов, - принуждают отказаться от полного уничтожения милиции как специального штата наемных лиц, несущих охрану внутренней личной и имущественной безопасности граждан. Замена милиции (как специального штата лиц) общей милицейской повинностью проведена лишь в Кронштадте и отчасти в Казани. Условия международного положения России требуют быстрого укрепления внутреннего порядка, а это последнее вынуждает создать специальный штат лиц, отдающих себя на основах Советской власти всецело этому делу.
12 октября 1918 года вышла инструкция НКВД и НКЮ “Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции”. Она знаменовала собой новый этап в процессе становления органов охраны общественного порядка и учреждала в системе государственных органов РСФСР специальный штатный орган охраны общественного порядка - советскую рабоче-крестьянскую милицию.
Рабоче-крестьянская милиция являлась исполнительным органом центральной власти на местах. Становились определенными место и характер милиции, выступавшей как звено единого государственного аппарата страны. Милиция находилась в двойном подчинении: непосредственном ведении местных Советов, а в оперативном отношении подчинялась общему руководству НКВД РСФСР.
Инструкция от 12 октября 1918 года весьма подробно определяла организационную структуру и компетенцию органов советской милиции в центре и на местах - в губерниях, уездах, городах.
По инструкции от 12 октября 1918 года на должности в советской милиции могли быть назначены только трудящиеся, граждане РСФСР, достигшие 21 года, «вполне грамотные», пользующиеся активным и пассивным правом по Конституции, признающие советскую власть.
В милиции не могли служить “представители эксплуататорских классов и их прислужники”, “лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли”, “жившие на нетрудовой доход, частные торговцы и торговые посредники, служители различных культов, служащие и агенты бывших жандармских отделений и чины бывшей полиции, а также члены бывшего императорского дома” (док. № 9).
Инструкция от 12 октября 1918 года к ведению милиции отнесла борьбу с преступностью. Для успешного выполнения этой важнейшей задачи милиции в ее составе был учрежден специальный аппарат - уголовный розыск, действовавший в масштабе всего государства (док. № 8). В положении об отделе уголовного розыска, принятом НКВД 5 октября 1918 года, предусматривалось создание повсеместно в стране органов уголовного розыска для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом.
Положение об организации отдела уголовного розыска явилось развитием инструкции НКВД и НКЮ “Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции”. В нем прямо указывалось, что пункты 14, 17,18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 - 30, 32, 37, 38, 41, 46 «Инструкции...» применимы также для уголовного розыска.
Органы уголовного розыска рассматривались как часть единого аппарата милиции. В составе главного управления милиции было организовано центральное управление уголовного розыска (Центророзыск) РСФСР, начальник которого утверждался Народным комиссаром внутренних дел. Центророзыск имел право контролировать работу губернских и городских органов уголовного розыска.
Губернские управления уголовного розыска руководили деятельностью органов уголовного розыска в пределах губернии. Они самостоятельно издавали приказы, давали необходимые указания, осуществляли надзор, производили ревизии деятельности органов уголовного розыска.
В тяжелых условиях, при усилении активности преступного элемента, при постоянных трудностях в обеспечении оружием и продовольствием милиция крепла организационно, приобретала опыт службы охраны порядка.