Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Философия нового времени
Эмпиризм философского учения Ф.Бэкона
Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона – философией далёкого английского Возрождения, мы находим в нём самые различные элементы и напластования – новаторские и традиционалистские, научные и поэтические, мудрые и наивные, те, корни которых уходят в глубь веков, и те, которые протягивают во времени свои вечно зелённые побеги в миры иных социальных структур, проблем и умонастроений.
До нас дошло только название этого произведения, по-видимому, написанного Бэконом ещё в годы пребывания в корпорации Грейс – Инн. Но, кажется, именно в нём, многозначительно названном «Величайшее порождение времени», он впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. Ссылка на время не была простым риторическим оборотом. Бэкон и впоследствии считал замысел «Великого Восстановления Наук» - Instaurationis Magnae Scientiarum – скорее порождением времени, чем своего ума. Его план он опубликовал в 1620 году вместе с «Новым Органоном». Это был грандиозный замысел. Сегодны было бы слишком неблагодарно по отношению к Фрэнсису Бэкону скрупулёзно обсуждать и оценивать все его многочисленные соображения о тех или иных научных проблемах, все его предложения поставить такие-то эксперименты и осуществить такие-то изобретения. Некоторые из них представляются нам наивными и несостоятельными, за ними чувствуется и дилетантизм, и скороспелость выводов. Некоторые порождены архаичными, уже канувшими в Лету естественнонаучными и философскими представлениями. Он, например, считал нужным опровержение теории Коперника и не принимал открытия Кеплера. И вместе с тем, то тут, то там, вдруг блеснут прозрения такой глубины, как будто они выхвачены лучом его жадной фантазии не из хаоса ещё полусредневековой науки, а из непосредственного или даже отдалённого её будущего. И, не говоря уже о том, что его трактат содержит много глубоких и здравых соображений, он пронизан самой живой заинтересованностью в успехах развития знания. Природа, человек, общество, история, политика, мораль, психология, поэзия – всё интересует его, во всём он хочет обнаружить нечто поучительное, важное и полезное. И мы не можем не отдать должное его поистине энциклопедическому труду, оказавшему влияние на целую эпоху философского и научного развития, труду, на который ссылался ещё Д' Аламбер, приводя его подробную схему в своей вступительной статье к знаменитой французской «Энциклопедии, или Толковому словарю наук, искусств и ремёсел».