Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Разработка мероприятий по повышению эффективности управления государственными унитарными предприятиями
Введение
Основным звеном государственного сектора экономики являются государственные унитарные предприятия, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на базе федеральной собственности. От результатов их деятельности во многом зависит поступательное развитие государства.
В сентябре 1999 г. Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, установившая, что повышение эффективности управления государственным имуществом должно быть обеспечено путем усиления роли государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики и привести к увеличению дохода федерального бюджета, оптимизации структуры собственности, вовлечению максимального количества объектов государственной собственности в производственный процесс, повышению конкурентоспособности производства и финансово - экономических показателей деятельности государственных коммерческих структур.
В результате проводимой c начала 90-х годов приватизации в Российской Федерации общее число приватизированных предприятий превысило 130 тыс., что составляет свыше 60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации.
В настоящее время в Российской Федерации, по данным статистики, продолжают свою деятельность около 80 тыс. унитарных предприятий, включая федеральные предприятия, предприятия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. В указанное число входит около 10 тыс. федеральных государственных унитарных предприятий.
Объективная необходимость сохранения государственного сектора экономики обусловлена необходимостью обеспечения потенциала для решения ограниченного круга стратегических и социально-ориентированных задач. В то же время решение указанных задач должно осуществляться одновременно с оптимизацией как системы управления госсектора, так и его структуры. Поэтому, наряду с последовательным сокращением количества унитарных предприятий и постепенным отказом от использования права хозяйственного ведения, одной из основных задач политики государства в области управления государственным имуществом было и остается повышение эффективности управления унитарными предприятиями, сохранение которых объективно необходимо в интересах государства.
Государство с помощью права выполняет в экономической сфере важные функции. Государственные унитарные предприятия, составляющие основной массив этой собственности, являются ее наиболее подвижным элементом.
Вопросы прямого участия государства в процессах рыночной экономики в качестве собственника тех или иных объектов остаются на сегодня одними из наиболее актуальных. Многие организации, научно-исследовательские учреждения и творческие мастерские являются государственными унитарными предприятиями (ГУП), то есть находятся в административно-хозяйственном ведении городских властей. Между тем проблемы функционирования современных ГУП до сих пор недостаточно разработаны в экономической теории и практике.
Являясь владельцем определенного экономического объекта, государство обязано проводить соответствующую политику собственника, направленную на повышение прибыльности от использования своего имущества или эффективное выполнение иных экономических, социальных и других целей, которые оно преследует. Данная политика должна включать в себя три главные составляющие: оценка степени целесообразности создания или приобретения объекта; оценка эффективности его функционирования; принятие решения о его дальнейшем использовании (оставление в прежнем состоянии, повышение или снижение доли государственной собственности, приватизация и так далее). Другими словами, перед государством, выступающим в роли собственника (как, впрочем, и перед любым другим собственником), стоят три основные проблемы: оценка необходимости присвоения собственности, оценка ее эффективности и проблема ее трансформации или реструктуризации.
В последние годы наблюдался устойчивый рост отечественной промышленности. По данным Госкомстата РФ в октябре 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года рост промышленности составил 105,4%, в январе-октябре с.г. - 104,3%, причем в машиностроении и металлообработке рост составил 111,7%, что существенно выше, чем в целом по промышленности.
Отечественный машиностроительный комплекс включает в себя разные предприятия, отличающиеся по номенклатуре и объему производства, по финансовому состоянию и конкурентоспособности продукции, но устойчивая положительная динамика в производстве продукции в последние годы наблюдалась практически во всех подотраслях машиностроительной отрасли. Многие предприятия по решению федеральных органов власти уже преобразованы, но многим это только предстоит. Этим и объясняется актуальность темы проекта.
Цель работы – разработать эффективные мероприятия по совершенствованию деятельности государственного унитарного предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
• Рассматриваются теоретические основы управления государственными унитарными предприятиями : концепция и особенности управления унитарными предприятиями; законодательное регулирование и особенности функционирования ГУП;
• Проводится анализ деятельности государственного унитарного предприятия на примере ФГУП «ПО Златоустовский машиностроительный завод»: рассматривается организационная структура предприятия, исследуются сильные и слабые стороны предприятия;
• Вырабатываются предложения по совершенствованию деятельности ФГУП ПО ЗМЗ на основе предложения новой организационно-правовой формы и совершенствования организационной структуры управления предприятием.
Структурно работа состоит из введения, трех логически выстроенных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.