Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Анализ и оценка учетной политики кредитной организации. Аудит доходов и расходов кредитной организации
Анализ и оценка учетной политики кредитной организации
Цель анализа и оценки учетной политики кредитной организации - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и осо¬бенностям деятельности предприятия.
Источники информации для проверки: Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, Положение об учетной политике предприятия и др.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и
формы бухгалтерского учета условиям организации и управления
предприятия;
-охарактеризовать системы документации и документооборота;
-дать оценку учетной политики предприятия.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
-рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
-формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
-порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
-правила документооборота и технология обработки учетной информации;
-порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руководители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, скорые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.
Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления кредитной организации и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.
Особое внимание необходимо обратить на содержание Положения об учетной политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.
Анализ аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в Положениях об учетной политике указанные элементы только обозначены, а их подробная характеристика отсутствует. Это приводит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.
Затем устанавливается насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следующим правилам, регламентированным действующим законодательством:
-неизменность принятой методики отражения хозяйственных опера¬ций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому:
-неизменность принятой методики отражения хозяйственных опера¬ций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;
-полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации; правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений; тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче¬там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и син¬тетического учета;
-использование метода двойной записи;
-разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные периоды (месяц, квартал и год);
соблюдение имущественной обособленности предприятия; предположение о непрерывности деятельности предприятия.
Несоблюдение названных правил приводит к искажению картины имущественного и финансового положения предприятия и рассматривается как нарушение.
Обобщая результаты изучения учетной политики кредитной организации устанавливается соответствие организации учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности организации, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.