Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по ТГП
В марксистской теории права и этнографии преобладает взгляд, что право развилось из социальных норм или обычаев, т. е. опривыченных правил поведения, эпохи классообразования, из числа которых формирующееся или сформировавшееся государство отобрало наиболее выгодные для господствующего класса (прежде всего обеспечивающие защиту собственности, эксплуатации, власти и привилегий) и, придав им силу закона, сделало так называемыми юридическими обычаями. В отличие от моральных норм с их дуализмом юридические обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой право Этот первоначальный пласт — так называемое обычное право — по большей части сохраняет следы своего позднепервобытного происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям сторон, слитности с религиозными предписаниями. Поэтому, а также вследствие своей нередкой окрашенности специфическими символами, ритуалами, сценариями судопроизводства оно всегда этничнее других источников, или форм, права Так, по «Алеманнской Правде» тяжущиеся о земле должны были в присутствии графа водрузить пограничный знак, обойти спорную территорию, взять с середины кусок дерна и вручить графу, а затем в судебном поединке призвать бога в свидетели своей правоты и сражаться над этим куском дерна; победивший выигрывал тяжбу, а побежденный платил 12 солидов пени. Другие источники, или формы, право—судебная практика (казуальное, или прецедентное, право) и законодательство (статутное право) —также имели свои символы и сценарии, но они возникли позднее и поэтому были менее конкретными и красочными, а следовательно и менее этничными. Все три источника, или формы, право вошли в правовые системы мира, однако в разном соотношении, в силу чего степень их этничности различна. Наиболее этничны системы права индуизма и конфуцианства, в которых велика доля освященных религией юридических обычаев (близкий к ним в этом отношении шариат скорее межэтничен), наименее — статутные системы континентальной Европы, промежуточное положение занимает англо-американское право, в значительной мере основанное на прецеденте и сохранившее много старинных норм и традиций. С постепенным вытеснением в правовых системах мира обычного и казуального права статутным связана постепенно уменьшающаяся в ходе истории этничность права.