Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Программа курса культурологии
Стремительное ускорение общественного развития - специфический феномен 20 - начала 21 веков. Разрыв последовательного эволюционного развития, сокрушающий привычную за 60-ые 70-ые годы 20 века относительную устойчивость общества, выброс на поверхность течения истории новых необычных феноменов, катастрофический распад целых социальных и исторических систем, например, СССР и всей связанной с ним конструкции, все эти события являются проявлением убыстрения хода истории, рвущими не выдерживающие напряжения социальные связи, и в то же время эти события в свою очередь питают энергию социальной акселерации.
Конец XX-го века принес с собой крупнейшие потрясения, изменения всего глобального общественного ландшафта. Трансформация или революция? Возможно ли устойчивое социальное развитие, когда "почва" уходит из-под ног? Как сделать выбор из веера альтернатив?
Как реакцию на вихревой, непредвиденный характер событий следует рассматривать попытки определить пути, по которым пойдет развитие социума. В то же время прогнозы сейчас делаются с большей степенью осторожности, чем в 60-ые или 70-ые годы, на заре футурологии, так как некоторые экстраполятивные прогнозы, проецирующие тенденции настоящего в будущее, потерпели фиаско, а анализ, сделанный на основе метода Дельфи /опрос экспертов/, также показал свою ограниченность.
Необходимо выделить узлы прогностических проблем и наиболее острые конфликты и противоречия, имеющие тенденцию к нарастанию в будущем. К числу глобального класса проблем следует отнести "культурный шок" и "схватку культур".
Напряжение, которое возникает между разного рода культурами, идет не только по традиционным осям, религиозной, светско-идеологической, морально-этической, мироощущающей самоидентификации, но и по степени приобщенности к современной глобальной культуре и к универсальной гуманистической культуре, говорить о которой достаточно сложно из-за трудностей определения всеобщих, "вечных", культурных ценностей. Интересна и показательна ситуация, возникшая в современной русской культуре. Сегодня она представляет из себя некий слоеный пирог:
Определить ценностное ядро каждой культуры, значит, спасти данную культуру от исчезновения. Плюрализм культур, а не их унификация, является основой для свободы и воображения, полифонии будущего. В то же время, нахождение единого алгоритма, базисных культурных ценностей дает основу для устойчивости будущего. Например, стремление к самореализации движет, в разных формах, всеми нами. Страх смерти и стремление к свободе универсальны. Желание заглянуть в будущее присуще всем нам, хотя, к сожалению, воображение и интуиция, этих важных инструментов познания и творения будущего, не хватает многим. Хотелось бы напомнить, что интуиция признается одним из научных познавательных методов, как и воображение, способность "нарисовать" исследуемое.
Итак, будущее изучается интуитивно познается "воображается».
Следует добавить, то будущее еще и изобретается и творится, если люди охвачены стремлением "изменить" его или " перестроить" или "разрушить" окружающий мир. Это стремление часто находится в самых базисных ценностях данной культуры, но может быть привнесено как идеологическая или религиозная установка.