Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности правовой системы РФ
Введение
Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество, находятся между собой в тесной взаимо¬связи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая, опосредуя общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему. Все ее элементы — нормы права — находятся в такой же посто¬янной, устойчивой зависимости, которая характеризует взаимо¬действие регулируемых ими общественных отношений.
С позиций системного подхода любое целостное образование, состоящее из двух и более взаимосвязанных компонентов, пред¬ставляет собой систему. Каждый компонент системы в свою оче¬редь может быть расчленен на ряд составляющих. Таким образом, система, как правило, является многоуровневой, включает в себя в качестве компонентов хотя и менее сложные, но относительно самостоятельные предметы и явления.
Названные свойства в полной мере присущи и системе права. Как целостное образование она охватывает все нормы, действую¬щие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права действуют связи четырех уровней: 1) между элементами нормы права; 2) между нормами, объединенными в правовые институты; 3) между ин¬ститутами соответствующей отрасли права; 4) между отдельными отраслями права.
Изучение особенностей правовой системы России представляется мне весьма актуальным, т.к. несмотря на достаточно продолжительный временной промежуток существования российского права, отечественное правоведение и общество не достигли согласия по ряду основных вопросов реформирования правового пространства России:
1. Как должно быть организовано правовое пространство России?
2. Из каких составных частей оно состоит и в каких взаимоотношениях между собой эти составные части находятся?
3. Какие механизмы используются российским правом для обеспечения единства и однородности правового пространства?
Без ответа на них трудно представить разрешение экономических проблем, стабилизацию политической ситуации в стране, преодоление национальных (этнических) противоречий и, в конечном счете, полноценное и обладающее перспективой развитие государственности. Современная организация российского правового пространства не отвечает вызовам времени. Реформирование государства, всех сфер его политической, экономической и духовной жизни может быть эффективным только при адекватности нормативно-правовых актов, состояния системы права и системы законодательства как процессам, происходящим в обществе, так и потребностям социального прогресса.
Стремясь к достижению поставленных целей, необходимо учитывать генетические предрасположенности российского права. Как каждый человек должен быть осведомлен о своих генетически обусловленных заболеваниях, так и государство должно оценить исторические опасности, обусловленные особенностями его формирования и развития. Генезис современного российского права обусловлен его происхождением из единой системы права Союза ССР, с одной стороны, и тем обстоятельством, что процесс его становления характеризуется отрицанием принципов и подходов, свойственных социалистическому праву — с другой.
«Механизмы и приводные ремни советского права с высокой степенью эффективности обеспечивалиединство правовых систем всех субъектов советской федерации. Разрушение СССР вполне естественно привело к разрушению правового пространства, объединяющего все его республики, и к становлению самостоятельных правовых систем каждой из них. Однако в тех условиях именно для российского права этот процесс был наиболее сложным. Российская Федерация как правопреемник и продолжатель Советского Союза восприняла на себя все его обязательства, в том числе и правовые. Однако именно российский законодатель внес наибольший вклад в разрушение единства правового пространства СССР».
Состояние российской правовой системы осложняет разрешение вышепоставленных трех главных вопросов. Основными преградами здесь предстают: природа государственного устройства России; отсутствие единого понимания перспектив развития государства; недостаточная степень интеграции общества; несовершенство политической системы общества; неудовлетворительное состояние системы государственного управления; отсутствие механизмов, призванных обеспечить органическую связь между федеральным структурами и органами субъектов Федерации; несовершенство институциональных структур, призванных обеспечить однородность правового пространства.
Все вышеперечисленные проблемы я стараюсь осветить в данной работе.
Многие ученые в своих трудах уделяют большое внимание этому вопросу, среди них наиболее яркими представителями являются: Давид Рене, Лазарев В.В., Нерсесянц В.С., Саидов А.Х., Алексеев С.С. и некоторые другие.