Содержание:
1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 3
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? КАКОЙ КОМПОНЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО НОСИТЕЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗНАНИЯ О МИРЕ? 3
КАКУЮ ФУНКЦИЮ ВЫПОЛНЯЕТ ФИЛОСОФИЯ, РАЗРАБАТЫВАЯ ВСЕОБЩИЕ, ОБОСНОВЫВАЯ ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ? ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ. НАЗОВИТЕ ДРУГИЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 4
НАЗОВИТЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ РАСКРЫВАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ: 5
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ 6
ДАЙТЕ КРАТКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ ФАЛЕСА, ЦИЦЕРОНА, Н. КУЗАНСКОГО, Г. ЛЕЙБНИЦА, Л. ФЕЙЕРБАХА, О. КОНТА, Г.Г. ГАДАМЕРА, ЗАПОЛНИВ ТАБЛИЦУ ПО ОБРАЗЦУ 6
СРАВНИТЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О БЫТИИ ПАРМЕНИДА, ФОМЫ АКВИНСКОГО, М. ХАЙДЕГГЕРА 8
СРАВНИТЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДЖ. ЛОККА И Г. ЛЕЙБНИЦА ПО ВОПРОСУ О РОЛИ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ПОЗНАНИИ 9
КАКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЙ 20 ВЕКА ПРИЗНАЕТ ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ УНИКАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, «ЭКЗИСТЕНЦИЮ»? 11
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ В. СОЛОВЬЕВА, ЧТО ЛОГИКА ЖИЗНИ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРИВЕДЕТ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ, В КОТОРОМ РАСКРЫВАЕТСЯ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ? 12
ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЛЮДВИГА ВИТГЕНШТЕЙНА: 13
3. КАРТИНЫ МИРА В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ КАРТИНЫ МИРА 14
ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА? НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 14
ЧТО ТАКОЕ «СУБСТАНЦИЯ»? НАЗОВИТЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О СУБСТАНЦИИ 16
4. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ 17
ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК? КАКОВО СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И ЯЗЫКА? 17
КАК СООТНОСЯТСЯ СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ? СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТЕЗИСОМ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ: СОЗНАНИЯ НЕТ БЕЗ САМОСОЗНАНИЯ? 18
5. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА 20
В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ? КАК СООТНОСЯТСЯ ПОНЯТИЯ: «ДВИЖЕНИЕ», «РАЗВИТИЕ», «ПРОГРЕСС», «РЕГРЕСС»? 20
РАСКРОЙТЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ. КАКИЕ СТОРОНЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОНИ ВЫРАЖАЮТ? ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ 21
6. ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ 23
КАК СООТНОСЯТСЯ РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ? ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ 23
К ЧЕМУ ПРИМЕНИМО ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ – К РЕАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИЛИ ИХ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗАМ? СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА? 23
В ЧЕМ СОСТОИТ СВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЕ НАУЧНОГО И ОБЫДЕННОГО ЗНАНИЯ? ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 28
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по философии
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окру¬жающий мир и место человека в нем, на многосторонние отно¬шения человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных устано¬вок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентации, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных прин¬ципов познания и оценок. Мировоззрение — это своего рода духовный каркас структуры личности, класса или общества в целом. Наличие мировоззрения — показатель зрелости не только личности, но и социальных групп, политических пар¬тий. Субъектом мировоззрения, следовательно, являются и лич¬ность, и социальная группа, и общество в целом. При этом человек в своем индивидуальном развитии становится лично¬стью только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение, вне которого он еще не есть личность в собствен¬ном смысле слова.
Мировоззрение — это разноуровневое духовное образова¬ние, в котором совмещаются в единый клубок нити и житей¬ских воззрений с их рациональными и иррациональными эле¬ментами, рассудок и предрассудки, научные, художественные и политические воззрения. Исторически исходным в содержа¬нии мировоззрения являлись представления обыденного созна¬ния, мифологические и религиозные взгляды, игравшие опре¬деленную роль в закреплении форм социальной организации жизни человеческих коллективов. С развитием практически-познавательной деятельности, с выделением науки в особую сферу жизни содержание мировоззрения становится все более научным и удельный вес научности здесь неуклонно возрастает.
Таким образом, содержание мировоззрения изменялось соот¬ветственно тому, как изменялись формы практического освое¬ния мира и его теоретического осмысления. Основой мировоз¬зрения являются, следовательно, знания, составляющие его информационную сторону. Всякое познание, его различные виды формируют мировоззренческий каркас. Но наиболее вы¬дающаяся роль в формировании этого каркаса принадле¬жит философской науке, ибо философия и возникла и сформи¬ровалась как ответ на мировоззренческие вопросы человече¬ства. Поэтому понятие мировоззрения всегда связывалось в пер¬вую очередь с философскими взглядами, будучи, однако, исто¬рически независимым и гораздо более широким по смыслу, чем понятие философии: ясно, что любая философия выпол¬няет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззре¬ние философично. Философия — теоретическое ядро мировоз¬зрения.