Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности современных внешнеэкономических отношений в России
Введение
Россия (Российская Федерация) - самое крупное по площади государство на земном шаре (17,1 млн км2). Наша страна по территории сопоставима с материком Южная Америка и более чем в два раза превышает размеры другого материка - Австралия.
Располагается Россия в северной части материка Евразия. Европейская часть России (около 1/3 территории страны) занимает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, а также Урал, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Азиатская часть России (около 2/3 территории) включает Сибирь и Дальний Восток.
Велика протяженность России с запада на восток (9 тыс. км). Крайняя западная оконечность находится недалеко от г. Калининград (38"38' в.д.), а крайняя на материке восточная точка - это мыс Дежнева. Но самая восточная точка территории РФ находится в Беринговом море на острове Ратманова (морская граница с США).
Таким образом, почти вся территория России расположена в восточном полушарии, лишь часть острова Врангеля и Чукотского полуострова относятся к западному полушарию.
На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений предприятий.
Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономические связи оказывают воздействие на внутрихозяйственные пропорции, размещение и развитие производительных сил.
Экономические реформы в России включают в качестве одного из важнейших направлений и реформу внешнеэкономической деятельности, проводимую с 1986 г. союзным правительством, а с 1991 г. — российским. А до этого времени течение продолжительного периода внешнеэкономические связи рассматривались на государственном уровне как вынужденное явление, влияние которого по возможности должно быть минимальным. Таково было кредо административно -командной системы» проводившей в жизнь политику хозяйственного обособления страны, направленную на создание замкнутой, самообеспечивающейся экономики.
Так как экономика страны по существу по всем направлениям была несбалансированной, то импорт рассматривался как средство латания прорех, а экспорт — как вынужденная плата за импорт. В целом же система управления, планирования и стимулирования внешнеэкономической деятельности не способствовала росту эффективности экспорта. Экспорт не мог быть достаточно эффективным еще и потому, что непосредственные создатели экспортного потенциала - первичные производственные звенья (объединения, предприятия), научные учреждения и другие создатели интеллектуальной собственности были отстранены от участия во внешнеэкономических связях. Создавалось отчуждение между производителями экспортной продукции и результатами экспорта.
Реформирование внешнеэкономической деятельности призвано помочь преодолеть создавшееся положение. В процессе реформирования происходили децентрализация. И постепенный отказ государства от монополии на внешнюю торговлю. Предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок.
Однако в последние годы это право реализовалось на практике не в полной мере. Основная причина сложившейся ситуации — не только экономический, но и политический кризис в стране, отчетливо проявившийся после 17 августа 1998 г. Результатом его стали смена правительства, значительное снижение курса рубля, нарушение сложившихся производственно-коммерческих, торговых связей и т.д. Все это привело к заметному осложнению социальной ситуации, существенным сбоям в торгово-экономических отношениях, в том числе и с зарубежными партнерами.
Восстанавливать прежнюю ситуацию (пусть даже не очень сбалансированную по меркам цивилизованного рынка) непросто. И, тем не менее, было бы неправильным утверждать, что все это приводит или может привести к остановке внешнеэкономической деятельности. Россия обладает, без преувеличения, огромным промышленным потенциалом, именно поэтому значителен интерес к ней со стороны различных финансово-экономических институтов мирового сообщества. Как результат, наша страна уже представлена во многих из них в качестве равноправного партнера. Это в полной мере соответствует внешнеэкономическим интересам России в целом и отдельных фирм в частности.
Уже сейчас очевидно, что, несмотря на кризис 17 августа 1998 г. сложившиеся отношения в целом сохранились и имеют перспективу развития. А значит, знание законов внешнего рынка важно не только для руководителей министерств, ведомств и т.д., но и для работников самых различных коммерческих предприятий.