Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Человек как субъект и объект политики
На одной из колонн при входе в храм Аполлона в Дельфах была высечена надпись: «Познай самого себя» Это древнее тре¬бование познания своей собственной природы и своей взаимо¬связи с обществом весьма актуально и сегодня. Феномен челове¬ка заключается в том, что он может состояться только в условиях жизни общества. Совершенствование личности и ее самореали¬зация происходят по мере подключения к различным аспектам общественных отношений. Поэтому многие века не теряет акту¬альность мысль Аристотеля, что человек есть существо полити¬ческое, естественно предназначенное жить в обществе.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Активное участие личности в политической жизни общества имеет
многоплановое значение.
Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.
Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.
В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.
Поскольку сегодня много трактовок личности, то в начале необходимо изложить тот методологический подход, который использован в разработке данной главы.
В философии личность традиционно рассматривается как че¬ловеческий индивид, продукт общения и познания, как носи¬тель социальных качеств, обусловленных конкретно-историчес¬кими условиями жизни общества. Поэтому личность можно оп¬ределить как индивидуальное бытие общественных отношений. Такой подход несет в себе двоякое понимание личности: как нечто социальное (бытие общественных отношений) и как нечто индивидуальное (индивидуальное бытие)[3].
Бытие общественных отношений в личности формируется че¬рез присвоение человеком общественно значимых ценностей, через усвоение устоявшихся норм и установок. При этом и по¬требности и мотивы каждой личности отражают в себе обще¬ственно-исторические ориентации той культуры, в которой раз¬вивается и действует данный человек. Человеческое существо может подняться до уровня человеческой личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который на¬коплен человечеством. Сегодня общие политические ценности включают свободу, достоинство и равноправие личности, обще¬ственный порядок, справедливость, демократию, ответственность.